- Мельникова Ольга Тимофеевна
доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва)
- Хорошилов Дмитрий Александрович
доктор психологических наук, заведующий кафедрой социальной психологии Института психологии им. Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет (Москва)
В монографии представлен качественный исследовательский подход в современной психологии. Качественная методология и методы оказываются эвристичным инструментом исследования личности и общества в актуальной познавательной ситуации, важнейшими характеристиками которой считаются повышенный уровень сложности, неопределенности и транзитивности.
В первой части настоящей книги определяется соотношение понятий методологии, методов, методик и техник качественных исследований; подробно рассматривается история и теоретические концепции качественных исследований в психологии. Впервые в научной литературе очерчивается предмет качественных исследований в психологии с точки зрения социального познания. Формулируются принципы, объединяющие качественные методы сбора и анализа данных в общую исследовательскую методологию и демонстрирующие их концептуальное единство. Методологические дискуссии среди сторонников качественных исследований обсуждаются с позиций культурно-деятельностной психологии.
Во второй части монографии анализируется проблема объективности качественных исследований (раскладываемая на критерии валидности, надежности и обобщаемости) в эпистемологическом контексте неклассической рациональности, полипарадигмальности и методологического плюрализма современной психологической науки. Классифицируются критерии качества качественных исследований. Обосновывается авторский рефлексивный подход к проблеме валидности с точки зрения ценностного и смыслового опосредствования качественного анализа. Представлена и ключевая стратегия валидизации, используемая в качественных исследованиях, – триангуляция. Делается вывод, что «субъективность» – не недостаток, а основной инструмент качественных исследований в психологии.
В третьей части монографии рассматриваются принципы и методы качественного анализа данных. На примерах из исследовательского опыта авторов приводится процедура тематического или качественного контент-анализа, феноменологического анализа, метода «обоснованной теории», нарративного и дискурс-анализа. Все перечисленные методы так или иначе решают одну из узловых проблем качественных исследований – возможность обобщения и экстраполяции данных. Качественные методы и связанные с ними концепции реализуют эпистемологический принцип единства индивидуального и социального, микро- и макроуровней социального познания, личности и общества. В заключении обозначаются перспективы развития качественной методологии и методов в современной психологии.