На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

Белова Елена Сергеевна

кандидат психологических наук
Москва
Комментарии: 0
Сообщения: 0
Темы: 0

Образование: высшее
Учебное заведение: МГУ
Место работы: Психологический институт Российской академии образования
Должность: ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одарённости
Достижения:
Российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии одаренности.

Окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (МГУ) по специальности «психолог, преподаватель психологии» (диплом с отличием, 1984 г.), очную аспирантуру Психологического института РАО. В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Диалогическое взаимодействие в процессе решения школьниками мыслительных задач» (руководитель - проф. А.М.Матюшкин).

С 1989 года работает в Психологическом институте Российской академии образования. С 2015 г. по настоящее время – ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одарённости.
Научная деятельность:
Научным руководителем Е.С.Беловой, начиная со студенческих лет в МГУ, был выдающийся отечественный психолог А.М.Матюшкин. Его концептуальные идеи о психологических закономерностях процесса мышления составили основу разработанных Е.С.Беловой оригинальных «диалогических» методик лабораторного исследования мышления, позволивших получить новые данные о возрастных особенностях диалогической структуры мышления школьников разного возраста. В дальнейшем научные интересы Е.С.Беловой связаны с проблемами психологии одарённости. Основные положения концепции «Творческая одарённость» А.М.Матюшкина послужили теоретическим основанием проводимых Е.С.Беловой лонгитюдных экспериментальных исследований одаренности детей дошкольного возраста. Полученные результаты существенно расширяют научные представления об особенностях и условиях развития одаренности на этапе дошкольного детства.

Практическая деятельность:
На основе разработанной авторской методики поддержки детской одарённости с 1992 года проводит консультативную работу с родителями и педагогами по вопросам раскрытия и развития дарований детей дошкольного возраста.

Награды:
Медаль им. Г.И.Челпанова (II степени) «За вклад в развитие психологической науки» (2014).
Благодарность Российской академии образования за многолетнюю высококвалифицированную научную деятельность в области психологии (2011).
Почётные грамоты за вклад в развитие психологической науки и в связи с 90-летием, 95-летием Психологического института РАО (2007, 2012).
Основные публикации:
Е.С.Белова - автор более 90 публикаций, среди них можно отметить:
Развитие диалога в процессе решения школьниками мыслительных задач // Вопросы психологии. 1991. №2. С. 148-153.
Одаренные дети // Дошкольное воспитание. 1991. №4. С. 69-75. №5. С. 75-78.
Одаренные люди в детстве // Дошкольное воспитание. 1996. №9. С. 109-115. №10. С. 78-87.
Experimental study of intellectual and creative development of preschool-age children // Journal of Russian and East European Psychology. 1996.V. 34. № 4. P. 39-47.
Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей. 3-е издание. М.: МПСИ: Флинта, 2004. 140 с.
Эмоциональные компоненты творческих решений одаренных дошкольников // Одаренный ребенок. 2006. №1.С.48-57.
Эмоционально-личностное развитие одаренных детей 5-6 лет // Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Отв. ред. Л.Е.Курнешова. М.: Центр «Школьная книга». 2007. С.172-177.
Особенности эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Т.1.№ 1. С.45-55 (в соавт. с Е.Н.Задориной, Н.Б Шумаковой, Е.И.Щеблановой).
Особенности диагностики творческого мышления у дошкольников // Психологическая диагностика. 2008. № 3. С.81-94.
Исследование структурных компонентов одарённости и условий её развития в младшем дошкольном возрасте //Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. Т.2. №3. С.58-68.
Гендерные особенности наглядно-образного мышления детей 5-6 лет с разным уровнем одаренности // Психолог в детском саду. 2010. № 4. С. 54-70.
Особенности общения и эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом //Вопросы психологии. 2010. №6. С.14-23 (в соавт. с Е.И. Щеблановой).
Социально-психологические особенности дошкольников с высокими интеллектуальными способностями //Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Т.3. № 4. С.20-30.
Психологические особенности одарённых детей дошкольного возраста //Материалы Челпановских чтений - 2010: Т.1. СПб.: Нестор-История, 2011. С.60-70.
Социометрический статус и особенности общения дошкольников с высоким творческим потенциалом [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 2(16). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 23.08.2011). 0421100116/0023 (в соавт. с Е.И. Щеблановой).
Исследование одаренных дошкольников с трудностями в развитии речи // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Том 5. №3. С.5-16
Условия семейного воспитания, способствующего раскрытию одаренности дошкольников с трудностями речевого развития // Образование и развитие одарённой личности. К.: Институт одаренного ребёнка НАПН Украины. 2013. № 5. С. 24 – 27.
Особенности мотивационных предпочтений у одаренных детей 5-6 лет // Вестник международных научных конференций. № 2(2). М.: Коллоквиум, 2014. C.45-48.
Classification of the development difficulties of gifted preschool children// International Scientific Review № 2 (12) / International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education: X International Science Conference (Boston, USA, 7-8 February, 2016). P.308-311.
Создано 04.10.2016

Статьи и интервью в «Психологической газете»

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»