- Мельник Елизавета Вячеславовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Смоленский государственный университет спорта (Смоленск)
- Аскерко Виктория Игоревна
Преподаватель, аспирант, Белорусский государственный университет физической культуры (Минск)
- Боровская Наталья Ивановна
старший преподаватель кафедры психологии, Белорусский государственный университет физической культуры (Минск)
Организация: Ассоциация спортивных психологов (АСП)
В комплект игры «Маки-Эмпаки» входят:
- игровое поле – 1 шт,
- правила игры – 1 шт,
- кубик – 1 шт,
- карточки 1-4 уровня – 120 шт,
- фишки – 2 шт,
- задания 3 уровня – 1 шт.
Карточки: «инвентарь» – 24 шт.; «спортивные эмоции» – 12 шт.; «соперничество-сотрудничество» – 12 шт.; «возраст и спорт» – 24 шт.; «травмы» – 12 шт.; «инклюзия» – 12 шт.; «качества» – 12 шт.; «истории» –12 шт.
Назначение
В спорте существует противоречие между реализацией стремления к самосовершенствованию и необходимостью самоутверждения. Среди личностных характеристик, способствующих достижению этих целей, рассматривается макиавеллизм. В то же время для успешной работы в команде, умения чувствовать и поддерживать партнеров и реализации принципов спортивного поведения (Fair play) необходимо проявление эмпатии.
Игра «Маки-Эмпаки» может быть использована при работе со спортсменами разного возраста и квалификации, занимающихся различными видами спорта. Ее отличительными чертами являются непринужденный характер общения со спортсменами и маскировка истинной цели игры (нахождение баланса между личностными качествами, характеризующими стратегии соперничества и сотрудничества в спорте).
Игра направлена на решение следующих задач:
- формирование навыков конструктивного соперничества, сотрудничества, общения;
- формирование благоприятного социально-психологического климата;
- повышение информированности о спортивно-важных качествах личности;
- воспитание нравственных качеств личности (гуманности, отзывчивости, чувства долга, сочувствия, сострадания, милосердия, миролюбия, доброты и др.);
- формирование умения анализировать причины эмоциональных состояний и чувств других людей;
- развитие способности к безоценочному отношению и безусловному принятию другого человека;
- расширение зоны осознавания психологических проблем и поиск путей их разрешения;
- поиск когнитивных, эмоциональных и интуитивных ресурсов, значимых для повышения спортивной успешности, отреагирование эмоций и чувств, обеспечение психической разрядки др.