«Загадай желание: COVID, STOP!» (медиа-акция)
Актуальность, новизна, значимость проекта
В связи с пандемией коронавируса, ставшего для большинства людей источником стресса, «значительно возросла численность граждан, воспринимающих себя в качестве жертвы. А люди, чувствующие себя жертвой, обвиняют всех вокруг и остаются пассивными…» (В.В. Макаров). Следовательно, актуальным становится вопрос разработки психологического инструмента для больших групп, обладающего универсальностью, эффективностью, способностью запустить «жизнестойкость» (Д.А. Леонтьев) людей в условиях стресса.
Цель
Создание и применение психологического инструмента для работы с большими группами, способного инициировать жизнестойкость людей в условиях пандемии.
Задачи
- исследовать психологические особенности и проблемы людей, оказавшихся в условиях пандемии;
- разработать психологический инструмент, направленный на формирование жизнестойкости в условиях пандемии;
- для апробации психологического инструмента организовать Акцию «Загадай желание: COVID, STOP!»
Этапы работы
Теоретический анализ показал, что пандемия стала источником стресса. Многие люди сталкиваются с переживаниями тревожного, депрессивного и агрессивного спектра, колебаниями настроения, истощением ресурсов и пассивностью.
В связи с этим разработан и апробирован психологический инструмент социально-психологического воздействия на людей в условиях пандемии с использованием механизмов убеждения, внушения, подражания, заражения, направленный на снятие напряжения, критичности, формирование жизнестойкости и веры в выздоровление.
Этапы реализации:
- Создание сайта как способа коммуникации между организаторами и населением. Для некритичного принятия идеи Акции посетитель знакомился с метафорической сказкой о маленьком мальчике, который загадал большое желание, чтобы выздоровели все люди планеты Земля. На сайте содержалась информация об организаторах, социальных партнерах Акции; предложение принять участие в записи песни; карта регионов/стран – участников флешмоба; видеоролик.
- Установление партнерских отношений с образовательными, медицинскими (в т.ч. и ВОЗ), общественными организациями в целях пропаганды психотерапевтических знаний в обществе, а также использования логотипов социально активных партнеров Акции, имеющих положительную репутацию в обществе, для снятия сопротивления населения.
- Написание мотивационной песни.
- Создание видеоролика на песню «COVID, STOP!», целью которого явилось вовлечение разных людей в общее действие.
- Освещение Акции в СМИ (ВКонтакте, Facebook, WhatsApp). Наиболее сильный психологический эффект вызвал репортаж, вышедший 12 декабря 2020 г. на телеканале «Эфир» в программе «Город» за час до проведения Флешмоба.
- Флешмоб. В 20.20 (МСК) жители РТ, 32 регионов РФ, Беларуси, Украины, США, Германии, Испании, Хорватии, Франции, Турции, Австрии, Австралии загадали желание «COVID, STOP!». Это стало психологическим катарсисом, способствующим высвобождению эмоций через со-переживание и чувство принадлежности к общему делу; дарующим надежду на выздоровление, преодоление трудностей, вызванных пандемией.
Результаты, выводы
Акция явилась психологическим инструментом, результативность которого в условиях пандемии коронавирруса обусловлена применением механизмов социально-психологического воздействия на большие группы, повлекшим за собой актуализацию жизнестойкости.
Инструмент может быть использован на практике клиническими психологами, психотерапевтами и другими специалистами поддерживающих профессий и экстраполирован при работе с большими группами в других стрессовых ситуациях.
Телевизионный репортаж