- Филатова-Сафронова Маргарита Александровна
кандидат психологических наук, клинический психолог, доцент Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), председатель регионального отделения МОО «Лига преподавателей высшей школы» Республики Татарстан, эксперт Лиги преподавателей высшей школы, заведующая лабораторией «Технологии инклюзивного образования» в реализации проекта «Человек экологичный», (Казань)
Организация: ЧОУ ВО "Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова" (ИЭУП)
Актуальность, новизна, значимость проекта
В связи с пандемией коронавируса, ставшего для большинства людей источником стресса, «значительно возросла численность граждан, воспринимающих себя в качестве жертвы. А люди, чувствующие себя жертвой, обвиняют всех вокруг и остаются пассивными…» (В.В. Макаров). Следовательно, актуальным становится вопрос разработки психологического инструмента для больших групп, обладающего универсальностью, эффективностью, способностью запустить «жизнестойкость» (Д.А. Леонтьев) людей в условиях стресса.
Цель
Создание и применение психологического инструмента для работы с большими группами, способного инициировать жизнестойкость людей в условиях пандемии.
Задачи
- исследовать психологические особенности и проблемы людей, оказавшихся в условиях пандемии;
- разработать психологический инструмент, направленный на формирование жизнестойкости в условиях пандемии;
- для апробации психологического инструмента организовать Акцию «Загадай желание: COVID, STOP!»
Этапы работы
Теоретический анализ показал, что пандемия стала источником стресса. Многие люди сталкиваются с переживаниями тревожного, депрессивного и агрессивного спектра, колебаниями настроения, истощением ресурсов и пассивностью.
В связи с этим разработан и апробирован психологический инструмент социально-психологического воздействия на людей в условиях пандемии с использованием механизмов убеждения, внушения, подражания, заражения, направленный на снятие напряжения, критичности, формирование жизнестойкости и веры в выздоровление.
Этапы реализации:
- Создание сайта как способа коммуникации между организаторами и населением. Для некритичного принятия идеи Акции посетитель знакомился с метафорической сказкой о маленьком мальчике, который загадал большое желание, чтобы выздоровели все люди планеты Земля. На сайте содержалась информация об организаторах, социальных партнерах Акции; предложение принять участие в записи песни; карта регионов/стран – участников флешмоба; видеоролик.
- Установление партнерских отношений с образовательными, медицинскими (в т.ч. и ВОЗ), общественными организациями в целях пропаганды психотерапевтических знаний в обществе, а также использования логотипов социально активных партнеров Акции, имеющих положительную репутацию в обществе, для снятия сопротивления населения.
- Написание мотивационной песни.
- Создание видеоролика на песню «COVID, STOP!», целью которого явилось вовлечение разных людей в общее действие.
- Освещение Акции в СМИ (ВКонтакте, Facebook, WhatsApp). Наиболее сильный психологический эффект вызвал репортаж, вышедший 12 декабря 2020 г. на телеканале «Эфир» в программе «Город» за час до проведения Флешмоба.
- Флешмоб. В 20.20 (МСК) жители РТ, 32 регионов РФ, Беларуси, Украины, США, Германии, Испании, Хорватии, Франции, Турции, Австрии, Австралии загадали желание «COVID, STOP!». Это стало психологическим катарсисом, способствующим высвобождению эмоций через со-переживание и чувство принадлежности к общему делу; дарующим надежду на выздоровление, преодоление трудностей, вызванных пандемией.
Результаты, выводы
Акция явилась психологическим инструментом, результативность которого в условиях пандемии коронавирруса обусловлена применением механизмов социально-психологического воздействия на большие группы, повлекшим за собой актуализацию жизнестойкости.
Инструмент может быть использован на практике клиническими психологами, психотерапевтами и другими специалистами поддерживающих профессий и экстраполирован при работе с большими группами в других стрессовых ситуациях.
Телевизионный репортаж