- Мишина Марина Михайловна
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики образования факультета психологии образования Института психологии им. Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет (Ставрополь, Москва)
- Мурсалыева Гюльтакин Мазахировна
(Исмаиллы)
Организация: ГБОУ Школа №170 имени А.П. Чехова
Актуальность
Период глобальных изменений в обществе, интенсивное массовое перемещение миграционных потоков предполагает изменение сознания народов, включенных в различные этнические общества. Миграция, связанная с политическими, этническими, экономическими проблемами меняет облик мегаполисов. Новые члены общества вынуждены вторично социализироваться в незнакомых, непривычных для них условиях. Это достаточно сложный процесс затрагивает коренных жителей экономически развитых городов. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире становится единственной формой для поддержания психического и физического здоровья для каждого члена общества.
Образовательные учреждения, которые являются составляющей частью общества, испытывают миграционные проблемы. В основной массе мигранты переезжают вместе со своими семьями, их дети должны адаптироваться к новым условиям жизни. В большинстве случаев, подростки-мигранты не владеют государственным языком, им намного тяжелее учиться в общеобразовательных школах, наравне с одноклассниками.
Педагогический коллектив, не имеющий опыта взаимодействия с учащимися из других стран так же, испытывает определенные трудности. В настоящий момент существует потребность создания психологических инструментов, при помощи которых, педагоги будут создавать условия для развития и формирования толерантных отношений между подростками из разных культурных сред и способности адаптироваться к условиям современного мультикультурного общества.
Цель
Развитие толерантности и эмпатии современных подростков в межкультурном пространстве посредством:
- повышения компетентности в области знаний культурных различий;
- развития и формирования навыков конструктивного межкультурного диалога;
- методической помощи педагогам-психологам, учителям образовательных учреждений в организации работы по развитию и формированию толерантности и эмпатии у обучающихся в современной межкультурной образовательной среде.
Задачи программы
- Развитие межэтнической и коммуникативной толерантности современных подростков.
- Снижения тревожности межличностной, межэтнической коммуникации.
- Формирование позитивной этнической идентичности.
Экспериментальная программа «Траектория толерантности» направлена на развитие толерантных убеждений современных подростков, так как единственный конструктивный способ проживания в транзитивном обществе – это создание позитивного диалога между представителями обучающихся разных культур и адаптация в новых жизненных условиях. Исполнителями в реализации предложенной программы выступают психологи. В своей практике они чаще обращаются к активным формам обучения, и, как показывает практический опыт, наиболее приемлемой формой взаимодействия являются подобные программы, в которые включена теория (анализ феноменов, категорий) и практические упражнения (закрепление полученных знаний на собственном опыте, формирование практических навыков).