Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2020 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Учебно-методическая программа "Траектория толерантности"» (программа по развитию межэтнической и коммуникативной толерантности подростков)

Авторы:

  • Мишина Марина Михайловна

    доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики образования факультета психологии образования Института психологии им. Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет (Ставрополь, Москва)

Организация: ГБОУ Школа №170 имени А.П. Чехова

Актуальность

Период глобальных изменений в обществе, интенсивное массовое перемещение миграционных потоков предполагает изменение сознания народов, включенных в различные этнические общества. Миграция, связанная с политическими, этническими, экономическими проблемами меняет облик мегаполисов. Новые члены общества вынуждены вторично социализироваться в незнакомых, непривычных для них условиях. Это достаточно сложный процесс затрагивает коренных жителей экономически развитых городов. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире становится единственной формой для поддержания психического и физического здоровья для каждого члена общества.

Образовательные учреждения, которые являются составляющей частью общества, испытывают миграционные проблемы. В основной массе мигранты переезжают вместе со своими семьями, их дети должны адаптироваться к новым условиям жизни. В большинстве случаев, подростки-мигранты не владеют государственным языком, им намного тяжелее учиться в общеобразовательных школах, наравне с одноклассниками.  

Педагогический коллектив, не имеющий опыта взаимодействия с учащимися из других стран так же, испытывает определенные трудности. В настоящий момент существует потребность создания психологических инструментов, при помощи которых, педагоги будут создавать условия для развития и формирования толерантных отношений между подростками из разных культурных сред и способности адаптироваться к условиям современного мультикультурного общества. 

Цель

Развитие толерантности и эмпатии современных подростков в межкультурном пространстве посредством:

  • повышения компетентности в области знаний культурных различий;
  • развития и формирования навыков конструктивного межкультурного диалога;
  • методической помощи педагогам-психологам, учителям образовательных учреждений в организации работы по развитию и формированию толерантности и эмпатии у обучающихся в современной межкультурной образовательной среде. 

Задачи программы

  1. Развитие межэтнической и коммуникативной толерантности современных подростков.
  2. Снижения тревожности межличностной, межэтнической коммуникации.
  3. Формирование позитивной этнической идентичности.

Экспериментальная программа «Траектория толерантности» направлена на развитие толерантных убеждений современных подростков, так как единственный конструктивный способ проживания в транзитивном обществе – это создание позитивного диалога между представителями обучающихся разных культур и адаптация в новых жизненных условиях. Исполнителями в реализации предложенной программы выступают психологи. В своей практике они чаще обращаются к активным формам обучения, и, как показывает практический опыт, наиболее приемлемой формой взаимодействия являются подобные программы, в которые включена теория (анализ феноменов, категорий) и практические упражнения (закрепление полученных знаний на собственном опыте, формирование практических навыков).

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе