«Новая методика психодиагностики правосознания» (прикладная психодиагностическая методика)
Правосознание является формой общественного сознания, заключающейся в субъективном восприятии и оценке правовых явлений людьми и влияющая на формирование установок в отношении правовых норм. Правосознание является компонентом как обыденного сознания, так и системы профессионально-специфичных воззрений и отношений (аттитюдов). У сотрудников правоохранительных органов правосознание целенаправленно формируется в ходе специальной подготовки как необходимая профессиональная компетенция.
Применяющаяся в настоящее время в профессионально-психологическом отборе на службу в ОВД методика Л.А. Ясюковой для изучения правосознания изначально предназначалась для обследования учащихся старших классов общеобразовательных школ. Имеются данные, подтверждающие связь показателей методики с успешностью прохождения профессионально-психологического отбора на службу в ОВД, а также с профессиональной успешностью некоторых категорий госслужащих в правоохранительных органах. Тем не менее, данная методика, включающая 13 вопросов, является недостаточно информативной для изучения правосознания сотрудников подобного профиля деятельности. Кроме того, её измерительная мощность недостаточна для получения дискриминативных результатов обследования.
В этой связи М.В. Леви при методическом содействии Ф.К. Свободного разработана версия методики соответствующей направленности – «Шкала правосознания», состоящая из 46 вопросов. Были использованы вопросы методики Л.А. Ясюковой, но с несколько изменёнными альтернативами ответов. Сделан акцент на трактовке правосознания как приверженности прежде всего «конвенциональным» ценностям, в противовес как эгоистическим, так и «универсальным» (безличным моральными стандартам). В ряде пунктов выбирается приоритет между законопослушностью и: заботой о родных и близких, конформным поведением (подчинением начальству, давлению окружения), приверженностью традициям и обычаям, а также «общечеловеческим» представлениям о порядочности, справедливости, милосердии и т.п.
Пример:
«Человек поступает правильно, если…»
а) удовлетворяет собственные нужды, не мешая другим — 0 баллов
б) действует в интересах своей семьи, друзей, организации — 1 балл
в) руководствуется требованиями и нормами общества, государства — 3 балла
г) следует универсальным этическим принципам, обязательным для всех людей — 2 балла
Включены вопросы с профессионально-специфичным содержанием, например:
«Все граждане обязаны сообщать в правоохранительные органы любую известную им информацию о готовящемся правонарушении или преступлении»
а) Полностью согласен — 3 балла
б) Почти всегда (за немногими исключениями) — 2 балла
в) Зависит от обстоятельств — 1 балл
г) Это вовсе не обязанность — 0 баллов
В результате обследования вычисляется один показатель «Уровень правосознания», принимающий значения до 138 баллов. Результаты интерпретируются по пяти уровням:
- правовой нигилизм (слабый уровень правосознания);
- заложены основы правосознания (ниже среднего уровня);
- правосознание в основном сформировано (средний уровень);
- правосознание сформировано практически полностью (высокий уровень);
- правовой перфекционизм (очень высокий уровень).
Методика апробирована исследовании на выборке персонала Национальной гвардии РФ (504 чел.).
Распределение показателя по выборке соответствует нормальному с некоторым смещением в сторону высоких значений. Шкала имеет высокую единомоментную надёжность: Альфа Кронбаха = 0,824. В то же время у шкалы «Правосознание» методики Л.А. Ясюковой надёжность оказалась существенно ниже приемлемого уровня: Альфа Кронбаха = 0,319; одна из субшкал («Правосознание в гражданской сфере») показала вообще отрицательные значения коэффициента Альфа. После изменения ключевых альтернатив в части пунктов данной методики надёжность субшкал повысилась, но приемлемого уровня так и не достигла.
У новой Шкалы правосознания выявлены значимые, довольно высокие по абсолютным значениям корреляции с личностными переменными: шкалами методик Л-профиль (Г.Айзенк – К.В.Сугоняев), МЛО «Адаптивность» (А.Г.Маклаков, С.В.Чермянин), показателями военно-профессиональной пригодности (направленность на военную службу, операторские и командные должности), а также склонности к аддиктивному поведению различных видов (ОДА-2010 А.В.Смирнова), значимые умеренно выраженные положительные связи с показателями развития мышления, восприятия и внимания («Часы», Кольца Ландольта, Исключение слова, Числовые ряды, Аналогии). В сравнении с наиболее мощным показателем методики Л.А.Ясюковой («Правосознание») у новой Шкалы правосознания выявляется более высокий уровень корреляций с показателями методик Л-Профиль (в особенности отрицательные связи с имеющими «проблемный» оценочный смысл «Нейротизмом» и «Психотизмом») и шкалами измерения склонности к аддикциям; уровень корреляций со шкалами 3 уровня МЛО Адаптивность примерно одинаков.
Полученные результаты позволяют предположить перспективность дальнейшего применения методики «Шкала правосознания».
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте