- Карпова Наталия Львовна
кандидат философских наук, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, заменить на - Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, (Москва)
- Борисенко Наталья Анатольевна
кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник группы психологических основ разработки школьных учебников, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, (Москва)
- Дмитренко Сергей Федорович
кандидат филологических наук, проректор по научной и творческой работе, Литературный институт имени А.М. Горького, (Москва)
Организация: Психологический институт Российской академии образования, Литературный институт им. А. М. Горького
Опубликованная в 2020 году коллективная монография «Психология. Литература. Театр. Кино» завершает трилогию книг, подготовленных к объявленным в России Году литературы (2015), Году кино (2016), Году театра (2019). Эти годы были отмечены сотрудниками Психологического института РАО и Литературного института имени А.М. Горького проведением трёх Международных научных конференций. Впервые в отечественной психологии осуществлен комплексный проект, продолжающий идею Л.С. Выготского «Психология и искусство» – обращение психологии к литературе, театру и кино, что актуально в теоретическом и практическом плане. Материалы конференций – основа монографий, и каждая имеет приложение из художественных произведений.
Все 3 монографии объединяют общие принципы: междисциплинарный подход, сочетание научных исследований в различных областях искусства с художественными, психолого-педагогическими и психотерапевтическими практиками. Авторы – исследователи в разных областях научного знания (психология, искусствоведение, педагогика, психотерапия) и профессионалы в области литературы, кино, театра. Это обусловило нетрадиционность содержания всех книг.
В первой книге «Психология и литература в диалоге о человеке» (2016) в разделах «Психология в литературе и литература в психологии», «Психология – литературному образованию», «Библиопсихология, библиопедагогика, семейное чтение, библиотерапия» представлены исследования о различных аспектах познания внутреннего мира человека в искусстве слова и в науке о человеческой душе, выделяются сходство и различие научного и художественного анализа, возможность психологии и литературы быть ресурсом друг для друга, показаны терапевтические возможности литературы.
Вторая монография «Литература на экране» (2018) состоит из двух Книг: Первая – «Литература на экране: взгляд психологов, писателей и кинематографистов» – включает раздел «Психологические, философские, литературоведческие проблемы экранизации литературных произведений», где рассматриваются вопросы соотношения визуального и словесного образа, литературного текста и кинотекста, особенности психологической позиции читателя и зрителя, а также раздел «Педагогические и психотерапевтические аспекты работы с экранизациями художественной литературы».
Вторая Книга – «Кино в зеркалах литературы» – состоит из произведений литераторов-участников конференции к Году кино.
Третья монография «Психология. Литература. Театр. Кино» (2020) посвящена Году театра, но продолжает линию междисциплинарного сотрудничества. В разделе «О театре во всех проявлениях» представлен ряд исследований богатейшего культурного феномена «театр» и его влияния не только на зрителя, но и на ученых, писателей, актеров, психотерапевтов. Второй раздел – «Психологические аспекты театра и кинематографа. Психология восприятия литературного героя на сцене и на экране». Раздел «Режиссура урока, спектакля, фильма. Библио- и драматерапия» отражает вопросы современной режиссуры и приёмы, которые осваивают передовые педагогические и психотерапевтические практики из области искусства.
Данные монографии адресованы и специалистам в области психологии, педагогики и литературы, и всем, кто любит литературу, кино, театр. Тексты монографий с разрешения издательства РШБА размещены на сайте Психологического института РАО.