На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

Борисенко Наталья Анатольевна

кандидат филологических наук
Москва
Комментарии: 0
Сообщения: 0
Темы: 0

Учебное заведение: Полтавский государственный педагогический институт
Место работы: Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Должность: ведущий научный сотрудник группы психологических основ разработки школьных учебников
Достижения:
Окончила Полтавский государственный педагогический институт по специальности «русский язык и литература» (диплом с отличием, 1978), аспирантуру Института языкознания им. А.А. Потебни Академии наук Украины (г. Киев), спец. – 10.02.01 «русский язык» (1990).
Кандидат филологических наук (1990).
Сотрудник Психологического института Российской академии образования с 2001 г. (группа психологических проблем построения школьных учебников).
Специалист в области педагогической психологии.
Член авторского коллектива УМК «Русский язык. 5–9 классы» под науч. руков. акад. РАО Г.Г. Граник.
Область научных интересов:
учебниковедение (теория и практика создания учебников нового типа по русскому языку);
психолого-педагогические проблемы современного филологического образования;
воссоздающее воображение и его роль в обучении русскому языку и литературе;
чтение и грамотность, воспитание читателя-школьника;
русский язык и культура речи.
Членство в обществах:
член Московского психологического общества,
эксперт Русской ассоциации чтения,
член Союза журналистов Москвы.
Награды:
Премия Правительства Российской Федерации в области образования за создание УМК «Русская филология» (2008).
Благодарность РАО за многолетнюю высококвалифицированную деятельность в области психологии и в связи со 100-летием ФГНУ ПИ РАО(2012).
Н.А. Борисенко – автор более 100 научно-популярных статей, опубликованных в научно-методических и педагогических изданиях («Русский язык», «Литература», «Библиотека в школе» ИД «Первое сентября», «Русский язык в школе», «Литература в школе», «Русский язык в школе и дома», «Народное образование», «Литературная газета» и др.).
Выступает с лекциями для учителей, методистов, руководителей образования. Ведет вебинары по актуальным проблемам образования. Активно сотрудничает со средствами массовой информации, в частности на радио («Культура», «Народное радио», «Радио свобода» («Классный час с Тамарой Ляленковой» и др.).

Основные публикации:
Наталья Анатольевна имеет свыше 150 публикаций. Среди них:
Учебники для средней школы:
Русский язык. 5, 6, 7, 8, 9 кл.: В 3 ч.: учебники для общеобразоват. учреждений / под общ. ред. Г.Г. Граник. – М.: Мнемозина, 2013 (совм. с Г.Г. Граник, Г.Н. Владимирской) – 9 учебников.
Русский язык. 5, 6, 7кл.: учебники для общеобразоват. учреждений / под общ. ред. Г.Г. Граник. – М.: ОЛМА-Учебник: ОЛМА Медиа Групп, 2008 (совм. с Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Г.Н. Владимирской) – 6 учебников.
Русский язык. 6, 7, 8 кл.:экспериментальные учебники для общеобразоват. учреждений / под общ. ред. Г.Г. Граник. – М.: Мой учебник, 2002-05 (совм. с Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Г.Н. Владимирской) – 6 учебников.
Программы и методические пособия:
Русский язык: Рабочие программы. Предметная линия учебников под общей редакцией Г.Г. Граник. 5–9 кл. – М.: Мнемозина, 2013 (совм. с Г.Г. Граник, Г.Н. Владимирской).
Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5–9 кл. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008 (совм. с Г.Г. Граник, Г.Н. Владимирской).
Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации к учебнику Г.Г. Граник и др. «Русский язык. 5 класс»: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2014.
Русский язык. 5 класс. Тематические и поурочные разработки. В 2 ч. К учебнику Г.Г. Граник и др. «Русский язык. 5 кл.». – М.: ОЛМА-Учебник: ОЛМА Медиа Групп, 2008.
Редакторская деятельность:
Психология и литература в диалоге о человеке: коллективная монография / Под ред. Н.А. Борисенко, Н.Л. Карповой, С.Ф. Дмитренко. М., 2015//
Прошло сто лет... Дневник уроков русского языка VII класса. 1915/1916 г. // Литература. 2015. № 11. С. 48–60 (совм. с Н.Л. Карповой).
Статьи:
Проблема обогащения культурного фонда учащихся в концепции учебников нового типа // Русский язык в школе. № 9. С. 3-7.
Функциональная нагрузка текстовых заданий в учебниках русского языка // Русская словесность. 2015. № 6. С. 43–48.
Ценный, малоценный, сверхценный, или С какими текстами учебников мы работаем на уроках? К вопросу о типологии текстовых заданий// Человек читающий: Homo Legens–7. – М.: Русская ассоциация чтения; Канон, 2015. С. 183-194.
Типология учебных текстов на основе категории ценности (психолого-дидактический аспект) // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 т.: Т. 2 / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. – М.: Когито-Центр, 2015. С. 244-246.
Феномен чтения/нечтения романа «Война и мир» (на материале анализа комментариев в социальных сетях) // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Вып. 11–12. По материалам Постоянного семинара по проблемам чтения / Под ред. В.А. Лекторского, Ю.П. Мелентьевой. – М.: Канон+, 2015. С. 102-114.
Психологические причины «любви/ненависти» молодежи к чтению классики //Психология и литература в диалоге о человеке: коллективная монография / Под ред. Н.А. Борисенко, Н.Л. Карповой, С.Ф. Дмитренко. URL: http://www.pirao.ru/upload/iblock/30e/psi_i_lit_v_dialoge_o_chel.pdf.
Успех, успешный, успешность... Что стоит за модными словами? // Русский язык. 2015. № 2. С. 58-61; № 3.С. 52-56.
Досуговое чтение учителя-словесника как проблема: мифы, требования, реальность // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Вып. 9–10. По материалам Постоянного семинара по проблемам чтения / Под ред. В.А. Лекторского, Ю.П. Мелентьевой, Т.С. Маркаровой. – М.: «Канон+», 2014. С. 5–13.
Приобщение к досуговому чтению – функция учебника русского языка нового типа // Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия / Отв. ред. Н.Л. Карпова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014. С. 149-156.
Чтение профессионального и непрофессионального сообщества: есть ли точки соприкосновения? // Человек читающий: Homolegens–6. – М.: Русская ассоциация чтения, 2013. С. 117-129.
Проблемы чтения и понимания в исследованиях лаборатории Психологического института РАО // Журнал Международного института чтения им. А.А. Леонтьева № 11: Чтение и познание: Материалы 16-й научн.-практ. конф. по психологии, философии и педагогике чтения. 1–3 февраля 2012 года. С.18-22 (совм. с Г.Г. Граник).
Учебник по русскому языку как средство приобщения школьников к досуговому чтению // Поддержка и развитие чтения: современные технологии и актуальные практики: коллективная монография. – М., МГПИ, 2012.
Чтение учебника как психолого-дидактическая проблема // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Вып. 4–6. По материалам постоянного семинара по проблемам чтения / Под ред. В.А. Лекторского, Ю.П. Мелентьевой. – М.: «Канон+», 2012. С. 160–164.
Психолого-дидактические основания введения электронных ссылок в учебники нового типа по русской филологии // Мир психологии. 2012. № 3. С. 222–230.
Вторая международная конференция по проблемам чтения и грамотности // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 155–159.
«Человек играющий» в литературе // Литература. 2012. № 4.С. 44–49.
Особенности построения учебников нового типа, позволяющих реализовать функцию общения // Русский язык в школе. 2011. № 4–5 (совм. с Г.Г. Граник).
Интернет-ресурсы в учебниках по русскому языку нового типа курса «Русская филология» // Русский язык. 2011. № 16. С. 13-18.
Чем можно удивить детей в эпоху безэмоционального обучения? // Русская словесность в школах Украины. 2011. № 5. С. 2-8.
Психолого-дидактические и лингвистические основы курса «Русская филология» // Материалы III Международной конференции «Русский язык. Литература. Культура» (МГУ, 22–29 ноября 2010 г.). М., 2011.
Обсуждение проблем обучения по учебникам нового типа // Вопросы психологии. 2010. № 2. С. 164–166.
Воссоздающее воображение и его роль в обучении филологическим дисциплинам // Психологическая наука и образование: 2009. № 1. http://psyedu.ru/journal/2009/1/Granik_Borisenko.phtml.
Понимание текста на уроках русского языка и литературы // Русский язык. 2007. № 23. (совм. с Г.Г. Граник).
Развитие воссоздающего воображения в учебниках нового типа по русской филологии // Психолого-дидактические основы создания учебников нового типа по русской филологии / Под науч. ред. Г.Г. Граник. Москва-Обнинск, 2007. С. 144-163 (совм. с Г.Г. Граник).
Развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2006. № 6. С. 3-10 (совм. с Г.Г. Граник).
Литература и театр глазами психологов // Библиопсихология и библиотерапия / Ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карпова, О.Л. Кабачек. – М.: Школьная библиотека, 2005. С. 54-61.
Преемственность курса русского языка от начального звена к среднему // Русский язык. 2003. № 23.
Школьный курс русского языка: новый учебник // Народное образование. 2001. № 2. С. 85-90.
В начальную школу приходит новый тип учебника по русскому языку // Русская филология – разработка содержания и методов обучения / Сост. Г.Г. Граник, Ю.Ю. Балашова. – М., 2001. С. 39-49.

Создано 20.02.2016

Статьи и интервью в «Психологической газете»

Участие в конкурсе «Золотая Психея»