Номинация «Книга года по психологии»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Консультативная психология: Практикум» (учебное пособие)

Автор:

  • Сапогова Елена Евгеньевна

    доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет (Москва)

Организация: МПГУ

На конкурс представлено трехтомное учебное пособие Елены Евгеньевны Сапоговой «Консультативная психология»:

Сапогова Е.Е. Консультативная психология: тесты, вопросы, упражнения. Учебное пособие. – М.: Изд-во МПГУ, 2019. –  308 с.

Сапогова Е.Е. Консультативная психология: задачи. Учебное пособие. – М.: Изд-во МПГУ, 2020. –  240 с.

Сапогова Е.Е. Консультативная психология: кейсы и творческие задания. Учебное пособие. – М.: Изд–во МПГУ, 2020. –  248 с.

Консультативная психология является важнейшей системообразующей профессионально специализированной дисциплиной, предназначенной не только для становления общей осведомленности в сфере ее истории и теории, но и для знакомства с основными технологиями и методиками профессионального психологического консультирования. 

Использование  авторского практикума по консультативной психологии апеллирует к рефлексируемым профессиональным способностям и индивидуально накопленным знаниям учащегося, принуждает анализировать и оценивать собственные возможности и границы участия в консультативной деятельности, непосредственно в практике обучения погружает его в мир этических проблем взаимодействия с клиентами, требует от него применения уже освоенных навыков, сталкивает с собственными внутриличностными проблемами, заставляет психологически преодолевать себя, указывает на недостатки индивидуальной профессиональной подготовки, демонстрирует возможности профессионального роста, требует самообразования и оценки собственного профессионализма. 

Практикум структурирован по тематическому принципу, он разделен на три взаимосвязанных части, первая из которых ориентирована преимущество на освоение знаний по консультативной психологии (она содержит тесты, вопросы и упражнения), вторая – на освоение умений (она содержит задачи), третья – на освоение владений (она содержит кейсы, составленные автором на основании практики консультирования, и творческие задания, актуализирующие профессиональную креативность).

Каждый из 10 разделов пособия («История консультативной психологии. Предмет, цели и содержание психологического консультирования», «Профессионализм консультанта», «Проблемы, запросы и задачи в консультировании», «Принципы консультативной работы. Консультативный дискурс», «Этапы консультативного процесса», «Основные техники и приемы консультирования», «Формы консультирования», «Специальные проблемы в психологическом консультировании», «Основные направления в современной практике консультирования», «Некоторые базисные модели современной практики консультирования и терапии») представлен тестами, вопросами и упражнениями для организации проверки знаний и самопроверки усвоения материала (пособие «Консультативная психология: тесты, вопросы, упражнения»), а также задачами («Консультативная психология: задачи»), учебными кейсами и творческими заданиями («Консультативная психология: кейсы и творческие задания»). 

Тесты как предельно формализованные контрольные задания предназначены для осуществления простейшего оперативного контроля и самоконтроля в процессе изучения темы. Они ориентированы в большей степени на память, чем на собственно когнитивные возможности учащегося и основаны на его способности к узнаванию ключевых, «сигнальных» терминов и базовых аспектов изучаемой темы. 

Вопросы продолжают функцию контроля, но уже требуют открытого развернутого ответа и создают возможность формулировать собственные представления об анализируемых аспектах психологического консультирования. Они задуманы автором как стимулы, а часто и провокаторы, учебных диалогов и дискуссий, а потому требуют расширенного поиска информации и предполагают чтение соответствующей главы учебника и/или рекомендованной литературы. 

С помощью формализованных тестов и открытых вопросов можно достичь следующих учебных целей: закрепить основные знания о консультативной психологии и осуществлении консультативной деятельности, о требованиях к консультанту и консультативному процессу, об основных направлениях консультативной психологии, о характере действий психолога на каждом этапе консультативного процесса и т.д.; научить ориентироваться в различных типах проблем, возникающих в консультативной практике; заложить устойчивую систему знаний о психологическом консультировании как центральном элементе практической деятельности психолога и его основных процедурах; задать логическую систему научных категорий и понятий, с помощью которых в дальнейшем учащийся сможет ассимилировать любую консультативную технологию и распознать ее механизмы и теоретический базис.

Упражнения, задачи, кейсы и творческие задания разного уровня сложности ориентируют на креативную работу учащихся с материалами пособия, актуализацию профессиональной рефлексии и предполагают диалог с преподавателем, полилог в учебной группе или микрогрупповую работу, в ходе которых требуется самостоятельно выдвигать аргументы, обдумывать логику и отстаивать собственный вариант решения проблемы. Они в большей степени адресуются тем учащимся, которых интересует профессиональная самоактуализация именно в сфере консультирования, которые готовы к самостоятельному информационному поиску, спорам, анализу, критике, размышлениям, формулировке собственных идей и т.д. 

Упражнения и задачи основаны на авторских материалах, собранных и апробированных в ходе многолетнего преподавания дисциплины «Консультативная психология».  Кейсы и творческие задания составлены как на базе консультативной практики автора, так и с использованием разнообразных литературных источников.

Путем выполнения упражнений, решения неформализованных задач, работы с кейсами и творческими заданиями достигаются следующие учебные цели: выстроить в профессиональном сознании обобщенную модель консультативного процесса; раскрыть динамику и основные закономерности изменения личности и индивидуальности человека в консультативном процессе, показать общность и взаимосвязь частных законов психического развития человека с  непосредственной реальностью консультирования; сформировать ценностное отношение к человеку и его роли в последующей личностной самоактуализации; сформировать понимание и умение различать в практическом применении сущность наиболее типичных консультативных проблем людей разных возрастов, разного социального и культурного статуса, уровня развития и т.д.; сформировать умение пользоваться как объяснительными принципами разными вариантами психологической интерпретации сущности, природы, механизмов, движущих сил и противоречий человеческого развития; сформировать элементы профессионального психологического сознания (профессиональной рефлексии, профессионального «чутья» и чувства ответственности перед собой и обществом за собственный уровень профессионализма); сформировать профессиональную познавательную мотивацию и сориентировать на постоянное самообразование в сфере консультативной деятельности; сформировать интерес к познанию и объяснению разнообразных психологических проблем, избавить от клишированных установок на работу с клиентом. 

При обучении будущих консультантов задания всех типов могут использоваться вариативно, в любых наборах в соответствии с индивидуальными учебными целями и возможностями конкретного обучающегося: для понимания некоторых тем иногда бывает достаточно тестов и вопросов, другие же требуют большего погружения и анализа нюансов материала; для освоения одних тем вполне достаточно узнавания определенных идей, направлений, терминов, авторов, другие темы в большей степени ориентируют обучающегося на творческий подход, самостоятельность, актуализацию когнитивных возможностей. 

В этом плане практикум полифункционален и позволяет выполнять одновременно и обучающие, и методические, и контрольные функции. Преподаватели могут использовать его при чтении лекций, проведении семинаров и практических занятий, осуществлении контроля за усвоением содержания учебной дисциплины. Студентам всех форм обучения он станет поддержкой в самостоятельной работе, магистрантам — в углубленном, детальном освоении консультирования, а аспирантам — при подготовке к экзаменам кандидатского минимума. Для слушателей курсов повышения квалификации он выполнит функцию компактного справочного издания, позволяющего осуществлять учебную навигацию при актуализации и закреплении знаний и навыков профессионального психологического консультирования. 

Практикум ориентирован на формирование профессиональных психологических компетенций. Понимая конечную цель подготовки психолога как становление основ профессиональной ментальности, автор определяет компетенции как внутренне обусловленные способы порождать профессиональное поведение и решать профессиональные задачи разных типов и уровней сложности, позволяющие адаптировать профессиональные знания, умения, навыки, способности, стремления, интересы и пр. под реальные условия осуществления профессиональной деятельности, под поставленную «здесь-и-теперь» профессиональную задачу. 

В соответствии с разрабатываемым автором подходом материалы практикума ориентированы на формирование компетенций мегауровня (развитие профессиональной ментальности с ее обобщенным концептом всеобщего единичного человека»), макроуровня (специфицированные для основных форм профессиональной консультативной деятельности разновидности компетенций, а также компетенции интеграции, концепции деятельности, компетенции познания и др.), субуровня (социальные и коммуникативные компетенции, компетенции взаимодействия, компетенции гражданственности и пр.) и микроуровня (личностные компетенции).

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе