«Универсальный психолого-педагогический инструмент "Время Взрослеть"» (программа работы с детьми, подростками, родителями и педагогами)
Цель проекта - помощь обучающимся, педагогам, родителям в развитии «сквозных» Взрослых качеств личности.
Взрослые качества личности – это ответственность, автономность, эмоциональная устойчивость, осознанность, аутентичность, зрелые защитные механизмы и т.д. (подробнее – в материалах проекта).
Проект универсален, актуален для важнейших тем в образовании, направлен на работу со всеми субъектами.
Механизм реализации: актуализация субъект-субъектной парадигмы с помощью современных социально-психологических и социокультурных методов и практик, в том числе в дистанционном формате.
Концептуальная основа: гуманистическая психология и современный транзактный анализ; парадигма структурного подхода к описанию личности.
Ключевая идея: актуализация и развитие «Взрослых» качеств обучающихся возможно только при условии, что педагоги и родители находятся в позиции «Взрослый».
Актуальность
Реализация проекта позволит снизить остроту актуальных социально-психологических и психолого-педагогических проблем:
У подростков и молодежи:
- Низкий уровень личностной мотивации и личностной ответственности за результаты своей деятельности и жизни в целом.
- Риски проявлений различных форм зависимого поведения (психоактивные вещества, алкоголизм, зависимость от социальных сетей и медиаконтента, кибермания, зависимость в отношениях и др.).
- Инфантилизм (нереалистичность) социальных и профессиональных установок, социальная пассивность, доминирование потребительских ценностей.
- Социальная пассивность и социальное иждивенчество.
- Рост агрессии (в том числе, кибербуллинга) и аутодеструкции (суицидального поведения).
- Дефицит мотивации и личностных ресурсов для преадаптивной активности.
- Акцентуации и негативные проявления психологической сепарации.
- Риски правонарушений и преступности.
- Ранний половой дебют, проблема абортов и заболеваний, передающихся половым путем, эпидемия ВИЧ инфекции.
- Экзистенциальный «вакуум».
В школе, в учреждениях СПО:
- Доминирование в образовании авторитарной модели управления, «воспитания» и обучения.
- Дефицит в современной российской школе позитивного эмоционального обмена и признания ценности и уникальности каждой личности (проблема обесценивания).
- Возрастание рисков эмоционального выгорания педагогов и родителей.
- Риски «сползания» образования от личностно-ориентированного к функциональному, «цифровому».
- Повышение напряженности в межличностных отношениях в школьном социуме.
В семьях обучающихся:
- Доминирование невротического стиля общения.
- Риски дистанцирования, повышения токсичности и обесценивания в отношениях между родителями и подростками, связанные с экономической и социально-политической ситуацией.
- Низкий уровень психологической культуры, в том числе культуры обращения за психолого-педагогической помощью.
Сферы применения проекта в современном образовании:
- Воспитание.
- Учебная мотивация.
- Тьюторство.
- Персонализация.
- Медиация.
- Профориентация.
- Работа c обучающимися с ОВЗ.
- Работа с одаренными обучающимися.
- Работа с обучающимися в статусе «детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
- Профилактика и коррекция деструктивных форм поведения.
- Дистанционные формы обучения.
- Психолого-педагогическое консультирование.
- Волонтерство.
- Социокультурная деятельность.
Значимость проекта
- Повышение психологической культуры всех субъектов сферы образования.
- Гуманизация взаимоотношений всех субъектов образования.
- Актуализация и повышение качества культуры сотрудничества администраторов, педагогов, психологов и других специалистов помогающих профессий, заинтересованных в успешном развитии российского образования.
Основные риски реализации:
- Сопротивление педагогов, связанное с необходимостью пересмотра сложившихся психолого-педагогических установок и изменения привычных способов (стиля) межличностного взаимодействия в профессиональной деятельности.
- Низкий уровень доверия родителей к предложениям со стороны педагогического сообщества, затрагивающих имплицитный базовый уровень родительских установок и неосознанных сценарных паттернов.
- Доминирование командного (авторитарно-вертикального) стиля управления в системе образования.
- Тренды «цифровизации», «технологизации» образования, смещающие акцент с личностно-ориентированного образования на функционально-технологический.
- Ограниченность ресурсов для успешного тиражирования и масштабирования проекта.
Методические материалы для реализации проекта актуальны в работе педагогов всех уровней и сфер образования, исключая дошкольный уровень, а также для родителей и самих обучающихся.
Опыт презентации проекта на научно-практических мероприятиях – конференциях, семинарах, форумах от областного до международного уровня и опыт его практической реализации показывает высокую степень востребованности и полезности проекта для широких кругов психолого-педагогического сообщества.
Приглашаю коллег, заинтересованных идеями и перспективами проекта к плодотворному сотрудничеству! Буду рад предложениям совместной работы.
- Группа проекта в социальной сети "ВКонтакте"
- Истомин В.В. «Формирование "взрослых" качеств личности - задача образования» // «Психологическая газета»
Голос из ВКонтакте