Номинация «Психологический инструмент года»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Универсальный психолого-педагогический инструмент "Время Взрослеть"» (программа работы с детьми, подростками, родителями и педагогами)

Автор:

  • Истомин Владислав Викторович

    Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог ВКК, автор проекта «Время Взрослеть», МАОУ СОШ № 17 с УИОП г. Екатеринбург, (Екатеринбург)

Организация: ГАПОУ СО "Первоуральский металлургический колледж"

Цель проекта - помощь обучающимся, педагогам, родителям в развитии «сквозных» Взрослых качеств личности.

Взрослые качества личности – это ответственность, автономность, эмоциональная устойчивость, осознанность, аутентичность, зрелые защитные механизмы и т.д. (подробнее – в материалах проекта).

Проект универсален, актуален для важнейших тем в образовании, направлен на работу со всеми субъектами.

Механизм реализации: актуализация субъект-субъектной парадигмы с помощью современных социально-психологических и социокультурных методов и практик, в том числе в дистанционном формате.

Концептуальная основа: гуманистическая психология и современный транзактный анализ; парадигма структурного подхода к описанию личности.

Ключевая идея: актуализация и развитие «Взрослых» качеств обучающихся возможно только при условии, что педагоги и родители находятся в позиции «Взрослый». 

Актуальность

Реализация проекта позволит снизить остроту актуальных социально-психологических и психолого-педагогических проблем:

 У подростков и молодежи:

  • Низкий уровень личностной мотивации и личностной ответственности за результаты своей деятельности и жизни в целом.
  • Риски проявлений различных форм зависимого поведения (психоактивные вещества, алкоголизм, зависимость от социальных сетей и медиаконтента, кибермания, зависимость в отношениях и др.).
  • Инфантилизм (нереалистичность) социальных и профессиональных установок, социальная пассивность, доминирование потребительских ценностей.
  • Социальная пассивность и социальное иждивенчество.
  • Рост агрессии (в том числе, кибербуллинга) и аутодеструкции (суицидального поведения).
  • Дефицит мотивации и личностных ресурсов для преадаптивной активности.
  • Акцентуации и негативные проявления психологической сепарации.
  • Риски правонарушений и преступности.
  • Ранний половой дебют, проблема абортов и заболеваний, передающихся половым путем, эпидемия ВИЧ инфекции.
  • Экзистенциальный «вакуум».

В школе, в учреждениях СПО:

  • Доминирование в образовании авторитарной модели управления, «воспитания» и обучения.
  • Дефицит в современной российской школе позитивного эмоционального обмена и признания ценности и уникальности каждой личности (проблема обесценивания). 
  • Возрастание рисков эмоционального выгорания педагогов и родителей.
  • Риски «сползания» образования от личностно-ориентированного к функциональному, «цифровому».
  • Повышение напряженности в межличностных отношениях в школьном социуме.

В семьях обучающихся:

  • Доминирование невротического стиля общения. 
  • Риски дистанцирования, повышения токсичности и обесценивания в отношениях между родителями и подростками, связанные с экономической и социально-политической ситуацией.
  • Низкий уровень психологической культуры, в том числе культуры обращения за психолого-педагогической помощью.

Сферы применения проекта в современном образовании:

  1. Воспитание.
  2. Учебная мотивация.
  3. Тьюторство.
  4. Персонализация.
  5. Медиация.
  6. Профориентация.
  7. Работа c обучающимися с ОВЗ.
  8. Работа с одаренными обучающимися.
  9. Работа с обучающимися в статусе «детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  10. Профилактика и коррекция деструктивных форм поведения.
  11. Дистанционные формы обучения.
  12. Психолого-педагогическое консультирование.
  13. Волонтерство.
  14. Социокультурная деятельность.

Значимость проекта

  • Повышение психологической культуры всех субъектов сферы образования.
  • Гуманизация взаимоотношений всех субъектов образования.
  • Актуализация и повышение качества культуры сотрудничества администраторов, педагогов, психологов и других специалистов помогающих профессий, заинтересованных в успешном развитии российского образования.

Основные риски реализации:

  1. Сопротивление  педагогов, связанное с необходимостью пересмотра сложившихся психолого-педагогических установок и изменения привычных способов (стиля) межличностного взаимодействия в профессиональной деятельности.
  2. Низкий уровень доверия родителей к предложениям со стороны педагогического сообщества, затрагивающих имплицитный базовый уровень родительских установок и неосознанных сценарных паттернов.
  3. Доминирование командного (авторитарно-вертикального) стиля управления в системе образования.
  4. Тренды «цифровизации», «технологизации» образования, смещающие акцент с личностно-ориентированного образования на функционально-технологический.
  5. Ограниченность ресурсов для успешного тиражирования и масштабирования проекта.

Методические материалы для реализации проекта актуальны в работе педагогов всех уровней и сфер образования, исключая дошкольный уровень, а также для родителей и самих обучающихся.

Опыт презентации проекта на научно-практических мероприятиях – конференциях, семинарах, форумах от областного до международного уровня и опыт его практической реализации показывает высокую степень востребованности и полезности проекта для широких кругов психолого-педагогического сообщества.

Приглашаю коллег, заинтересованных идеями и перспективами проекта к плодотворному сотрудничеству! Буду рад предложениям совместной работы.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе