«Качество жизни»: формирование антинаркотического мировоззрения у детей и подростков» (программа профилактики употребления психоактивных веществ в детском и подростковом возрасте)
Актуальность
Распространенность употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних и молодежи на протяжении многих лет - это одна из ведущих социально значимых проблем общества, определяющих необходимость организации активного противодействия.
Первая проба наркотиков чаще всего происходит в возрасте от 13 до 18 лет. В младшем подростковом возрасте дети активно “познают мир”, в то же время они полны ощущения собственной неуязвимости. Встает необходимость предупреждения начала экспериментирования с токсическими веществами, вызывающими зависимость, обучения детей навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия в разных ситуациях. Старший подростковый возраст является сензитивным для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения. Возникает необходимость выработки навыков, способствующих формированию установки на здоровый образ жизни. Поэтому программы профилактики должны быть долговременные, с элементами повторения и преемственности от одной возрастной группы к другой.
Научная значимость
Развитие методологических и организационных основ профилактической деятельности в образовательной среде.
Практическая значимость
Повышение психологической устойчивости подростков к наркотическому заражению, а так же формирование социально-психологических навыков, способствующих успешной адаптации личности в социуме.
Целевая аудитория: cубъекты образовательного пространства: учащиеся, родители, педагоги, специалисты Службы практической психологии образования.
Цель
Целью является создание психологических условий для формирования у подростков целостного, ответственного отношения к своему здоровью через освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержки ребенка и помощи ему в самореализации собственного жизненного предназначения.
Задачи
- Развитие у подростков умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий.
- Активизация личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.
Этапы реализации проекта
1-й этап. Организационный (август 2018).
2-й этап. Диагностический (сентябрь 2018, апрель 2019).
3-й этап. Психолого-педагогическое сопровождение (октябрь 2018-март 2019).
Реализуются рабочие программы специалистов, ориентированные индивидуально на каждую группу, в зависимости от выявленных личностных особенностей участников. Занятия проводятся в форме тренингов с частотой один раз в неделю. Тренинг личностной эффективности. Тренинги, состоящие из одной встречи. Работа в интерактивных формах (цикл тренингов, направленных на повышение педагогической и родительской компетентности) с педагогами, специалистами психологической службы и руководителями образовательных учреждений, с родителями.
4-й этап. Интегрирующий (май 2019).
Используется такая форма, как большая психологическая игра на базе 5х-6х классов, на базе 9х-10х классов, организация волонтерского движения.
5-й этап. Рефлексия (июнь 2019).
Итоговые результаты
- Развитие личностных ресурсов, социальной компетентности подростков.
- Формирование позитивной аутоидентификации и ценностных ориентаций.
- Формирование установок, исключающих употребление ПАВ.
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте