Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Методика определения уровня креативного развития личности с помощью атрибутивности зрительного восприятия плоскостных изображений» (методическое пособие)


Актуальные проблемы современного сосуществования в мире мотивируют инновационную активность населения. Особое внимание уделяется идеям креативного развития личности. Так, по результатам глобального исследования канадского мозгового треста Martin Prosperity Institute, Россия входит в десятку лучших по числу исследований на душу населения, но лишь 28-м (из 82 стран) по числу патентов. В тройке креативных лидеров – Швеция, США, Финляндия. Креативная конкурентоспособность у отечественных исследователей обращена к новым формам, комплементарным заданным условиям. 

Соглашаясь с тенденцией трактовать креативность как интегративное качество личности, не отрицаем мыслительного синтеза в обозначенном процессе. Опираясь на когнитивную теорию конструктов Дж.Келли, применяем функцию биполярности субъективной шкалы (индукция – дедукция) в формировании и выборе конструкта(ов) решения заданных ситуацией условий. По-разному строится понимание ситуации в условиях изменения её информационных характеристик, поэтому формируемые конструкты также будут различны. Важен навык формирования этих конструктов, образованных из ассоциативных образов конкретной личности. 

Методологической основой исследования формирования зрительного образа восприятия стала концепция деятельностной природы восприятия. Согласно данному подходу восприятие изучается нами как осуществляющийся в микроинтервалах времени процесс субъективного чувственного отражения действительности в ее объективной целостности.

Известно, что в результате искусственно вызванных изменений в визуальной окружающей среде происходят радикальные изменения зрительного восприятия. С применением бинокулярного айтрекера показано, что в условиях 3D-феномена фокусировка глаз происходит за плоскостью расположения изображения, выведенного на монитор айтрекера. Исследования на бинокулярном айтрекере позволили разработать тест на выявление способности атрибутов 3D-феномена плоскостного изображения. Проведен мониторинг среди учащихся 8-11 классов (334 человек).

Задача - определить состояние зрительного восприятия учащихся по рельефному восприятию образов пилотных изображений. В процессе проведенных исследований обнаружена взаимосвязь результатов тестового опроса у обучающихся по исходным признакам (глубина, объемность, пространственная перспективность образов плоскостных изображений) с уровнем креативности, измеренным тестом Торренса. В ходе статистической обработки полученные данные были проверены с помощью корреляционного анализа Пирсона. Вычисления коэффициента корреляции Пирсона дали следующие результаты r=0,290 (p>0,05). На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что группа школьников, успешно прошедшая опрос по предлагаемому материалу видеоряда, показала следующие результаты по тесту Дж.Торренса (диагностика творческого мышления), определяющие уровень креативности по следующим ранжированным позициям: «отличный уровень» - 50% респондентов, «высокий уровень» - 30% респондентов, «выше нормы» - 17,5% и «норма» - 2,5% респондентов. Тем самым показатель наивысшего уровня креативности отмечен у 80% респондентов. Эти результаты подтверждают  предположение о том, что творческие способности респондентов, обладающих особым рельефным восприятием, сформированы развитым дивергентным мышлением. Очевидно, что способности определяются сочетанием содержания целеполагания  и того мыслительного процесса, который его осуществляет, опираясь на потенциал креативности. Для изучения 3D-феномена используется бинокулярный айтрекер, проводится регистрация Х-координат направления взора глаз, осуществляется построение гистограмм разности ΔX(Δt) = Х(Ra) –X(Le). Первые эксперименты по изучению моторики движения глаз по 3D-феномену были получены для одного испытуемого на айтрекере SMI HiSpeed Центра экспериментальной психологии МГППУ (бинокулярный режим, частота регистрации 500 Гц). В серии опросов с учащимися использовался портативный бинокулярный айтрекер «THEEYETRIBE (Development Kit)» (частота регистрации 60 Гц). Гистограммы позволяют выявить восприятие пространства на образах плоскостных изображений (ПИ). Достоверность восприятия глубины плоскостного изображения проверяется по 3D-растровым изображениям, полученным на основе тех же ПИ. Если контура гистограмм разности, полученные при восприятии 3D-феномена пересекаются с гистограммой разности от растрового изображения, то значит, испытуемый получает ощущение пространства на ПИ. 

В процессе констатирующего эксперимента применялся бинокулярный айтрекер и проводилась регистрация направления взора правого и левого глаз человека при рассматривании изображений, выведенных на экран монитора айтрекера. Для обозначения уровня развития креативности мы сохранили статус «норма», «выше нормы» и «высокий уровень», который регистрировался гистограммами разности восприятия изображения.

Принципы зрительного восприятия (как получение и обработка визуальной информации) широко применяются в различных  технических системах, исследованиях нейронных сетей мозга. Так в 2014 году Нобелевская премия по медицине и физиологии была присуждена трем ученым за открытие нейронов пространственного позиционирования. Полагают, что такая система GPS найдет широкое применение в создании роботов-андроидов нового поколения, использующих принципы работы головного мозга человека.

В настоящей работе предпринимается попытка выявить новые возможности инициации творческих способностей человека на основе активации зрительного восприятия. Предполагаемая система обучения развития способности воспринимать плоскостные изображения с трехмерными атрибутами, в результате которой приобретается навык ускоренного формирования конструктов, позволяющих решать задачи нестандартными способами, обретает ярко выраженную востребованность сегодня.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 16 читателей
12.03.2024 22:08:36Васильева Алина ВладимировнаПроект актуальный. Методика очень интересная.
12.03.2024 22:08:35Одинцова Светлана ВладимировнаПроект весьма актуален. Мне понравился.
12.03.2024 22:08:35Пиотровская Елена АльфредовнаИнтересный проект
12.03.2024 22:08:34Митюхина Наталья ПетровнаХороший проект, грамотно выполнен, реалистичен в исполнении. Тема проекта, безусловно, является актуальной, интересной, новой.
12.03.2024 22:08:34Абитова Лейсан МаратовнаОчень важная тема
12.03.2024 22:08:34Запарин Дмитрий ЛьвовичСчитаю, что решение психологических задач невозможно без использования аппаратно-программных комплексов.
12.03.2024 22:08:34Нафикова Анна ЮрьевнаАктуально в настоящее время
12.03.2024 22:08:34Чиркина Светлана ЕвгеньевнаСчитаю, что представлен действительно психологический инструмент, позволяющий еще с одной стороны посмотреть на особенности креативного развития личности
12.03.2024 22:08:34Кирилина Тамара ИвановнаРазвитие креативности у учащихся на современном этапе очень актуальная тема, особенно с учетом новых подходов и технологий к обучению.
12.03.2024 22:08:34Мифтахова Эльмира АнасовнаАктуальная тема, интересная. Заслуживающая внимание методика, которую предложили авторы. Ведь развитие креативного мышления, один из способов адаптации к окружающему миру.
12.03.2024 22:08:34Хусаинова Резеда МунировнаМатериал актуален для психологов в образовательных учреждениях. Практически ориентированная работа.
12.03.2024 22:08:34Галиуллина Ольга ЮрьевнаГрамотно составлен, на актуальную тему!
12.03.2024 22:08:34Яхварова Надежда АлександровнаСчитаю данную методику удобной для использования на практике.
12.03.2024 22:08:34Валькова Татьяна АнатольевнаСчитаю тему инициации творческих способностей человека на основе активации зрительного восприятия актуальной
12.03.2024 22:08:34Минневалеева Анна ИвановнаМне понравился прект, хотя он и сложный, сначала надо разобратьсч, но потом все отлично.
12.03.2024 22:08:34Ведина Ирина ИнаровнаИнтересная работа, в основе которой лежат исследования формирования зрительного восприятия и взаимосвязи этих процессов с креативным мышлением. Тема звучит актуально в свете современных изменений в визуальной среде и влияния ее на мозг человека, на его сознание. На этой основе разработан тест креативности, который является также и инструментом ее развития. Вызывают интерес аппаратные методы регистрации результатов. Можно сказать, что это основательный и полезный инструментарий.

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su