- Максименко Елена Георгиевна
доктор психологических наук, доцент кафедры психологии биологического факультета, Донецкий национальный университет (Донецк)
- Бабенко-Сорокопуд Ирина Вячеславовна
(Донецк)
- Бубнова Александра Харлампиевна
(Донецк)
- Гомозова Ирина Сергеевна
(Донецк)
- Гордеева Алла Валериановна
(Донецк)
- Иванова Инна Васильевна
директор, Донецкий республиканский учебно-методический центр психологической службы системы образования (Донецк)
- Игнатенко Татьяна Ивановна
практический психолог, (Донецк)
- Киосева Елена Викторовна
(Донецк)
- Мухина Ирина Александровна
(Донецк)
- Руденко Светлана Викторовна
(Донецк)
- Седнев Владислав Владимирович
(Донецк)
- Титиевский Сергей Владимирович
(Донецк)
- Яновская Лариса Владимировна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Донецкий национальный университет (Донецк)
Организация: Донецкий национальный университет, кафедра психологии
Психосоциальные проблемы взрослых и детей, получивших травматический опыт в результате военно-гражданского конфликта, нуждаются в профессиональном решении и сопровождении. Жители Донбасса переживают серьезные эмоциональные потрясения, связанные с угрозой жизни, потерей близких, имущества, работы, распадом семей, вынужденным переселением, отказом от прежних жизненных смыслов.
Известно, что социальные конфликты, войны, гражданские столкновения оставляют деструктивный след на психоэмоциональном состоянии детей и взрослых – свидетелей данных событий. Глобальные и неожиданные изменения в социальной ситуации наносят ущерб физическому и психическому здоровью, изменяют ценности и приоритеты, негативно воздействуют на чувство собственного достоинства, значимости для общества. Влияние данных факторов усиливается, если конфликт продолжается, сохраняется угроза для населения, социальное положение которого становится все более уязвимым.
Психика человека – сложная многофункциональная система, позволяющая человеку выдерживать травматический опыт, адаптироваться даже к самым жестким и, порой, нечеловеческим условиям жизни. Ценой такой адаптации зачастую является вытеснение, «замораживание» чувств, связанных с травмирующим переживанием. Внешне наблюдается приспособление к изменившимся социальным, экономическим, физическим условиям. Однако травматический опыт сохраняется в глубинных системах психики и начинает латентно влиять на жизнь человека, взрослого или ребенка. Постоянное внутреннее недовольство создает платформу социальным конфликтам; чувство вины из-за ощущения бессилия изменить непринимаемую ситуацию готовит почву для психосоматических, аддиктивных нарушений, появлению неврозов, депрессии и суицидальных тенденций. Нарушается естественное стремление человека к саморазвитию и познанию, жизненные смыслы сужаются до уровня удовлетворения базовых витальных потребностей.
Материальный ущерб, количество физически пострадавших людей можно оценить, но практически не поддается оценке психоэмоциональный, моральный вред, нанесенный военным конфликтом здоровью детей и их родителей, лицам пожилого возраста. Наиболее пострадавшей стороной в ситуации военного конфликта оказываются дети и женщины, которые испытывают сильнейшее чувство незащищенности и имеют высокий риск быть подвергнутыми насилию.
Монография «Травматерапия. Преодоление последствий психотравмирующих событий» является результатом проведенной 21-22 ноября 2018 г. в г. Донецке одноименной конференции и представляет собой собрание опыта, форм и методов работы специалистов, психологов, медиков, социальных работников, педагогов, работающих на территории Донбасса. Авторский коллектив монографии – эксперты в области травматерапии – акцентируют на важности проработки психотравмы, без которой невозможно улучшить, стабилизировать общее психоэмоциональное состояние субъекта и восстановить его адаптационные психические ресурсы.
Цель монографии – обеспечение необходимыми теоретико-практическими знаниями специалистов, работающих в области социальной поддержки и медико-психологической помощи пострадавшему населению, проживающему в зоне конфликта. По нашему мнению, в первую очередь специализированная помощь должна ориентироваться на: снижение эмоционального напряжения, стабилизацию уровня тревожности, нивелирование агрессии; повышение продуктивной активности и спонтанности поведения в ситуациях общения и деятельности, укрепление мотивации сотрудничества и чувства общности; стабилизацию чувства безопасности (защита от возможного последующего ущерба); формирование и развитие адаптационных ресурсов и навыков саморегуляции.
В содержание травматерапии должны входить умения и навыки специалистов: определять эмоциональное состояние детей и взрослых посредством наблюдения и с помощью диагностических процедур; анализировать и открывать ресурсные возможности; проводить психологические интервенции, способствующие развитию самоосознания и вербализации эмоционального состояния, снижению эмоционального напряжения и развитию позитивного настроя на настоящее; умений внутренне расслабляться, свободно дышать, снижать мышечное напряжение; восстанавливать социально-коммуникативные навыки, групповую сплоченность, социальную адаптивность; консультировать взрослое население по вопросам стабилизации эмоционального состояния детей, восстановления их ресурсов адаптивности и саморегуляции.
Все разделы выстроены в логической последовательности, раскрывающей проблему психотравмы от начала возникновения (причины, признаки), крайней степени выраженности (депрессия, суицидальные тенденции) до особенностей медико-психолого-социальной реабилитации последствий психотравмирующих событий как для населения, так и для специалистов помогающих профессий. Каждый раздел начинается с определения проблемы, затем предлагаются методы и приемы травматерапии, апробированные в условиях военного конфликта. В Приложениях представлены авторские разработки, рекомендации для пострадавших и непрофессиональных помощников, а также справочный материал, куда можно обратиться за медико-психолого-социальной помощью в Донбассе.
Монография предназначена для практических психологов, педагогов, медицинских, социальных работников, студентов и всех тех, кто интересуется темой травматерапии.