Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2018 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Работа психолога на следственных действиях с детьми, пострадавшими от сексуального насилия и иных действий сексуального характера» (программа для специалистов-психологов учреждений социальной защиты и образования)

Авторы:

  • Ромашко (Копосова) Екатерина Викторовна

    заведующая отделом межведомственного взаимодействия по вопросу реабилитации и сопровождения несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении, в том числе пострадавших от жестокого обращения с ними, психолог, СПб ГБУСО социальный приют для детей «Транзит» (Санкт-Петербург)

  • Зотов Кирилл Михайлович

    психолог Службы межведомственного взаимодействия, СПб ГБУ социальный приют для детей "Транзит" (Санкт-Петербург)

  • Шеремета Ольга Леонидовна

    педагог-психолог Служба межведомственного взаимодействия по вопросам реабилитации и сопровождения несовершеннолетних, СПб ГБУ социальный приют для детей «Транзит» (Санкт-Петербург)

Организация: СПб ГБУСО социальный приют для детей "Транзит"

Актуальность программы

Благодаря поддержке Комитета по социальной политике правительства Санкт-Петербурга и инициативе ГСУ СК по Санкт-Петербургу, в апреле 2011 года на базе СПб ГБУСО социальный приют для детей «Транзит» была создана Служба межведомственного взаимодействия. Данная Служба призвана заниматься вопросами сопровождения и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, в том числе пострадавших от жестокого обращения и сексуального насилия.

Психологи Службы межведомственного взаимодействия (прошедшие специальное обучение) обеспечивают сопровождение несовершеннолетних, в ходе доследственных проверок, следственных действий и проверочных мероприятий по статьям 131 – 135 УК РФ (преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности). Специалисты Службы оказывают психологическую помощь несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и их семьям, обеспечивают психологическую защищенность потерпевшего ребенка и членов его семьи как лиц, оказавшихся в чрезвычайно сложной жизненной ситуации. Психологи могут помочь следователю в устранении эмоциональных и когнитивных барьеров в ходе следственных действий при взаимодействии с потерпевшим – ребенком. Также дать заключение об эмоциональном состоянии несовершеннолетнего, пострадавшего от сексуального обращения, которое может учитываться при определении тактики проведения отдельных следственных действий. Кроме того, специалисты Службы межведомственного взаимодействия сопровождают детей-жертв насилия в период судебного разбирательства. 

Действующее законодательство предусматривает обязательное участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего (ст. 191 УПК «Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего»). Указание закона направлено не только на охрану прав несовершеннолетнего, но имеет также целью облегчить следователю получение показаний, соответствующих действительности. Но в УПК не очень четко определена функция педагога или психолога.

В соответствии с этим при исполнении законов возникают следующая картина: 

  • Сотрудники правоохранительных органов часто считают участие психолога при допросе «излишним усложнением», т.к. специалиста необходимо пригласить на следственные действия, возникает вопрос: «Откуда? Из какого учреждения? Какого специалиста? Когда прибудет психолог? Какое у него образование? и пр.».  
  • Психологи на следственных действиях чувствуют себя не уверенно, так как не имеют соответствующей подготовки для работы с несовершеннолетними-жертвами насилия и свидетелями по тяжким преступлениям, а также специалисты не достаточно информированы о своих обязанностях.
  • Должностные лица не всегда имеют адекватное представление о том, что делает психолог и каковы результаты этой работы. Часто на психолога возлагают большие надежды и ответственность. Психологу по результатам одной встречи предлагают определить, говорит ли несовершеннолетний правду или нет, либо сотрудники правоохранительных органов преуменьшают значение работы психолога, считая беседы психолога с несовершеннолетним и законными представителями пустой тратой времени.

Для того чтобы избежать трудностей при взаимодействии правоохранительных органов с психологами, СК РФ Главное следственное управление криминалистики г.Москвы в 2016 году выпустило методические рекомендации «О некоторых методах прикладной психологии, применяемых в расследовании преступлений». В главе 2 «Некоторые правила привлечения специалистов-психологов к проведению следственных и иных действий с несовершеннолетними» даны рекомендации по привлечению психологов из учреждений, оказывающих психологическую помощь несовершеннолетним на следственные действия. Привлечение специалистов должно осуществляться на основании договоров о сотрудничестве, которые будут регулировать область взаимодействия.

Так, например, взаимодействие психологов Службы межведомственного взаимодействия СПб ГБУСО социальный приют для детей «Транзит» с ГСУ СК по Санкт-Петербургу осуществляется на основании Соглашения, в котором прописан порядок предоставления специалистов на следственные действия (по каким статьям, с какими несовершеннолетними и т.д.).

Практическая значимость

Для того чтобы работа специалиста-психолога при взаимодействии со следователем, несовершеннолетним и законным представителем соответствовала высокому профессиональному уровню, разработана наша обучающая программа «Работа психолога на следственных действиях с детьми, пострадавшими от сексуального насилия и иных действий сексуального характера». Программа направлена на получение психологом специализированных знаний и навыков для оказания профессиональной помощи участникам следственных действий.

Цели программы

Познакомить психологов учреждений социальной защиты и образования с особенностями работы психолога во время следственных действий при сопровождении несовершеннолетних потерпевших и закрепить полученные навыки на практике.

Задачи программы

  1. Познакомить психологов учреждений социальной защиты и образования с принципами работы психолога, участвующего в следственных действиях.
  2. Раскрыть психологам учреждений социальной защиты и образования сложности, возникающие во время следственных действий.
  3. Отработать практические навыки взаимодействия психолога и несовершеннолетнего с использованием активных методов обучения.

Программа разработана для специалистов-психологов учреждений социальной защиты и образования.

Планируемые результаты программы

  1. Наличие у всех участников знаний по проблематике программы, в т.ч. знание своих прав и полномочий.
  2. Формирование у специалистов алгоритма работы с несовершеннолетними на следственных действиях.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе