Номинация «Проект года в психологической науке» по итогам 2018 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Образ Я-победителя как фактор успешности детей в спорте на примере художественной гимнастики и фигурного катания» (научно-исследовательский)

Автор:

Организация: СДЮШОР №11, Казахстан Алматы

Актуальность исследования заключается в том, что мир спорта развивается так же быстро как и технический мир. Это проблема физического развития детей обусловлена качественными изменениями потребности общества в подготовке выносливых спортсменов, обладающих нестандартным взглядом на проблемы проявляющий в спортивной деятельности, владеющих техническими навыками работы и наделёнными физическими способностями.

Занятия детей спортом характеризуются большими нагрузками, как физическими, так и психологическими. Если с точки зрения научной психологии подойти к спортивной подготовке ребёнка, то многие срывы и стрессы можно свести к минимуму. 

Под чутким руководством тренера и спортивного психолога ребенок обучается различным техникам, которые помогают ему во время соревнований сосредоточиться, начать думать и выигрывать, показывая себя во время соревнований уверенно и легко.

Все спортсмены – это артисты, которые выступают на своей спортивной сцене, показывая лучшие результаты, где становятся мастерами своего дела.

Для того, чтобы показывать высокие спортивные результаты и не растеряться при большом количестве зрителей, а, наоборот, «воодушевиться» зрительным залом или спортивной ареной, спортсмены на тренировках доводят свой номер до автоматизма. Это важнейшее условие для высокого результата на соревнованиях, когда на спортсмена влияет присутствие зрителей. 

Эта закономерность объясняется феноменом социальной фасилитации. Э. Аронсон с соавторами дает следующее определение социальной фасилитации: это «свойство людей выполнять лучше простые задачи и хуже – сложные, когда рядом присутствуют другие люди и результаты работы индивидуума можно оценить» [1, с.293].

Согласно механизму социальной фасилитации, по Р. Зайонцу, присутствие других увеличивает физиологическое возбуждение (тело становится более напряженным), которое приводит к «доминирующей» реакции [1, с. 292-293]. Если для спортсмена исполнение его программы доведено до автоматизма и является легкой задачей, то его доминирующей реакцией будет улучшение результата. Если спортсмен не слишком хорошо освоил свою программу, то выступление для него будет сложной задачей, а значит, последует ухудшение результатов, то есть произойдет не фасилитация (облегчение деятельности), а ингибиция (торможение деятельности). 

В художественной гимнастике и фигурном катании, кроме выполнения сложных технических элементов, спортсмены создают под музыку яркие художественные образы, проникновение в которые и идентификация с ними также достигается в процессе совместной работы с тренером на спортивной площадке, а со спортивным психологом образ создается через рисунок. 

Создание образа является одной из важных особенностей на начальном этапе составления и разучивания упражнения. Несовпадение образа у спортсмена и его тренера может привести к непониманию во время тренировок. Поэтому подключение спортивного психолога является очень важным этапом работы над образом, он помогает сделать образ более понятным спортсмену. Спортсмен, слушая музыку, создает свой образ, под который и выстраивает выступление. 

Техника создания образа заключается в том, что спортсменка закрывает глаза, психолог включает музыку ее упражнения и она рисует образ в голове. После того как создан образ в голове он переносится на бумагу и разукрашивается цветными карандашами или же не разукрашивается.

Рисунок 1 нарисован К. Аленой, 12 лет под песню “Lolo” Sevda Alekperzadeh (образ упражнения с булавами) - художественная гимнастика.
Рисунок 2 нарисован Р. Таней, 13 лет под песню ”Remains of the day” Tim Burton’s Corpse (образ упражнения со скакалкой) - художественная гимнастика.
Рисунок 3 нарисован З. Кирой, 7 лет под музыку “Rock Around The Clock”  (произвольная программа) - фигурное катание.
 
После того как создан образ, спортсменки легко во время тренировок и соревнований входить в образ и показывать свое выступление согласно выбранной музыки.
 
Большую роль в спортивных результатах играет вера спортсмена в собственные возможности и готовность справиться с трудными ситуациями, для объяснения которых используется понятие «уверенности в себе» [2].
Уверенность в себе — свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидуумом собственных навыков и способностей, достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. В процессе подготовки спортсмена необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок начинал «осознавать связь между своими действиями и их результатом» [3]. 
 
По мнению Н. И. Козлова уверенность в себе включает три основные составляющие[2]: 
  • чувство уверенности (ощущение силы, права и правоты),
  • уверенное поведение, демонстрирующее силу и характерное для людей с сильной позицией,
  • решительность (уверенное принятие и определенность в решениях, решимость).
 Повышение уверенности в себя – это цель совместной работы спортсмена, тренера и спортивного психолога.
 
Литература:
  1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2002. – 560 с.
  2. Козлов Н.И.  Уверенность в себе. Москва, 2017. 18 с. 
  3. Корнилова Т.В. Самоэффективность и ретроспективные самооценки, проявляемые при личностном выборе для себя и предполагаемые при выборе за другого человека // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». № 2. 2014. С. 6-17.

Содержательные материалы

  • Рис. 1
  • Рис. 2
  • Рис. 3

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологической науке» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе