«Беседы о будущем» (психолого-педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассников посредством проведения клуба)
Цель проекта
Психологическое сопровождение самоопределения старшеклассников посредством проведения клуба: «Беседы о будущем».
Цель клуба «Беседы о будущем»: повышение психологической компетентности старшеклассников по вопросам самоопределения.
Задачи проекта
- проведение теоретического исследования проблемы самоопределения старшеклассников;
- составление плана работы со старшеклассниками по самоопределению;
- сбор ожиданий и пожеланий от учеников;
- корректировка плана работы по самоопределению;
- разработка рабочих тетрадей для учащихся;
- реализация плана работы по самоопределению старшеклассников в рамках клуба;
- подведение итогов работы.
Актуальность проекта
Самоопределение - очень важный и сложный процесс в жизни каждого человека. В ситуацию самоопределения может попасть каждый, но особенно остро этот вопрос стоит перед старшеклассниками. Ведь старшеклассникам необходимо проектировать свое будущее после выпуска из школы. Но часто, в силу различных причин, им тяжело сделать ответственный, осознанный и «правильный» для себя выбор жизненного пути. Поэтому старшим подросткам необходима помощь близких, школьных педагогов и специалистов по профориентации.
Задача сопровождения самоопределения учащихся всегда стояла перед школой. И в тои или иной форме она реализуется в каждой российской школе. Так где-то проводят индивидуальную и групповую психодиагностику ПВК, проф. консультирования, организовывают встречи с представителями с различных профессий, предоставляют возможность профессиональных проб, рассказывают о различных профессиях, вывозят учеников на экскурсии и на дни открытых дверей в различные учебные учреждения, пишут сочетания на тему: «Моя будущая профессия», обращаются к нумерологу-эзотерику, для того, чтобы он помог определить свое предназначения и т.д.. Но справедливости ради отметим, что, как правило, подобная работа сводится в чистом виде к профориентации. С феноменом самоопределением учащихся, как правило, никто не работает. В связи с этим представляется необходимым разработать программу клуба для учащихся, в содержание которой будут рассматриваться в целом феномен самоопределения, а не только производиться выбор будущей профессии. Но в силу ограниченности во времени для реализации программы основной упор будет делаться на профессиональное самоопределение.
Несмотря на то, что существует множество работ посвященных самоопределению, данный проект является актуальным постольку, специально для учеников были разработаны авторские рабочие тетради, которые включают в себя теоретическую, практическую и рефлексивную часть. Благодаря этим тетрадям учащиеся лучше познают себя и повысят свою психологическую компетентность относительно вопросов, связанных с самоопределением.
Также данная работа актуальна тем, что содержание встреч клуба предполагает обращение как к традиционным формам профессионального самоопределение (например, работа с профессиограммами) и к современным (анализ метапрограмм, самопродвижение (работа со своим брендом) и т.д.), так и к будущим (Атлас новых профессий). Обычно в подобных программах акцент делается либо на «прошлое» или же на «будущее». Но, как известно, время – единый поток и как бы мы не говорили, что нужно смотреть в будущее и педагог должен проектировать будущее, без знаний прошлого настоящего нельзя спроектировать будущее. В таком случае мы будем лишь вновь и вновь изобретать велосипед.
Следует отметить, что клуб «Беседы о будущем» - лишь одна из форм работы по самоопределению учащихся. Для достижения наилучшего результата необходимо применять в совокупности различные формы работы. Например, организация профессиональных проб, приглашение различных специалистов, организации индивидуального психолого-педагогического консультирования и проведение клуба.
Темы для занятий в клубе подбирались в соответствии с запросами учащихся и могут быть модифицированы. Но при этом необходимо сохранить основную идею, что самоопределение сложный, разноплановый процесс длиною во всю жизнь. Выбор учебного заведение и направления подготовки не равно самоопределение. И стремиться, чтобы каждая встреча клуба была событием, а не мероприятием.
Практическая значимость проекта
Были разработаны программа клуба и рабочие тетради для учащихся.
Места апробации программы:
- работа по программе со старшеклассниками - лицеистами Академического колледжа АНОО ДВЦНО (г. Владивосток) в 2017 году;
- участие с программой клуба в региональном этапе всероссийского конкурса профессионального мастерства "Педагог-психолог России - 2017";
- предоставления материалов проекта на всероссийском дистанционном конкурсе для педагогов на лучшую профоринтационную статью. 2017. ("Мое образование");
- предоставления материалов проекта в качестве ВКР курсов профессиональной переподготовки по программе: «Управление педагогическими проектами» (2017-2018 г.г);
- работа по программе со старшеклассниками МБОУ «ЦО № 28» г. Владивосток в 2018 году.
Сроки и этапы реализации проекта
Этапы проекта:
- Замысел – сентябрь 2017 – декабрь 2017
- Моделирование - декабрь 2017 - январь 2018
- Конструирование – январь 2018
- Программирование – февраль 2018 – май 2018
- Этап нормогенеза – сентябрь 2018 – декабрь 2018.
Критерий эффективности реализации программы
- Развитые субъектные качества у старшеклассников - участников клуба, их готовность проектировать свою жизнь.
- Повышение психологической компетентности старшеклассников по вопросам самоопределения.
- Сформулированная личностная профессиональная перспектива у учащихся, посещавших клуб: «Беседы о будущем».
- Успешно пройдённые проблемы идентичности у учащихся по основным сторонам жизни.
- Осознанность и достижимость проекта собственной жизни, написанного учащимися.
Основные результаты (продукты)
- Программа клуба: «Беседы о будущем».
- Рабочая тетрадь для старшеклассника, которые посещают клуб «Беседы о будущем».
- Научно-исследовательская работа «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассников посредством проведения клуба Беседы о будущем»
- Статья «Чем нужно руководствоваться выпускнику при выборе будущей профессии?»