Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «"Психология – людям!", или Просветительский психологический проект года»
Реферат проекта

«Дар: выбор жизненного пути как самоосуществление» (просветительская программа духовно-нравственного воспитания в поликонфессиональной школе)


Предлагаемая программа адресована в первую очередь родителям и педагогам. Ответы на  самые острые вопросы жизни, преодоление вызовов в разных сферах жизни мы можем найти только вместе.  

Глубинная потребность учащихся в «высоком» далеко не всегда учитывается родителями и педагогами. Так, у учащихся начальной и средней школы есть потребность обсуждения вечных вопросов, тем бессмертия и жизни души. Важно учитывать отношение учащихся к вопросу духовно-нравственного воспитания. 

Исследование, проведенное нами в интернате с воспитанниками в 2010 году, показало интерес учащихся к духовной стороне жизни. Целью исследования было выяснить отношение учеников 5-11 классов к следующему вопросу: нужно ли построить при интернате храм. Ответы учащихся были искренними и показали, что большинство воспитанников, 70-85% (в разных классах), положительно относятся к открытию храма. 

Если не  говорить об этих  самых важных для ребенка вопросах, «не подниматься до их чувств», не услышать вопросы ребенка, «первый фонтан творчества» иссякнет. 

Психология делает только первые шаги. Так, особенности возраста 4,5 года до сих пор остаются недостаточно исследованными. А именно в этом возрасте происходит глубинная внутренняя работа, принятие решений, не всегда правильных, определяющих дальнейшее становление ребенка.

В плане духовно-нравственного становления ребенка очень важен возраст 9-12 лет. Дети самозабвенно мечтают. Их вдохновенные мечты  - высокие мечты – о  счастье для всех - могут осуществиться в свое время. Возможно, именно об этом писал Януш Корчек:  «Счастье придет по следам грядущих поколений, // которые научатся не забывать собственное детство…». 

Задача педагогов и родителей – создать атмосферу доброжелательности и доверия, творческого поиска для проявления и раскрытия потенциала каждого ребенка. Ценностно ориентированное  образование - важнейшее направление учебно-воспитательной работы. Становление ребенка как целостного человека, воспитание таких нравственных качеств как доброжелательность, благородство, прощение, раскаяние, благодарность, милосердие, щедрость, великодушие не менее важны, чем отличные оценки по ведущим предметам в школе.

Важно отметить, что отношения между учителями и родителями осложняются тем, что педагогическая деятельность рассматривается как «образовательная услуга», что не способствует глубокому личностному взаимодействию педагогов и родителей. Кроме того, закон «Об образовании в РФ» не регламентирует посещение родительских собраний, как обязанность родителей, что ослабляет контакт между семьей и школой. Так в школе есть родители, которые ни разу не были в учебном заведении в течение трех лет.

Особенность социально-культурной среды школы

В МОУ «Всеволожский ЦО»  в декабре 2018 года обучается более 1400 учеников. Школа расположена на окраине Всеволожска Ленинградской области, в районе новостройки. Многие семьи  переехали из других городов России. Среди них много так называемых «социокультурно и педагогически запущенных родителей и их детей» (Овчарова Р.В., 1994). Школа поликонфессиональная: в ней учатся православные, буддисты, христиане, мусульмане, атеисты. Учебный процесс в школе идет  в две смены. Новые учащиеся прибывают в школу в течение всего года, что требует от педагогов особого внимания (в том числе потому, что есть рассогласование в программах нашей школы, и той, откуда учащиеся перешли). Особое внимание требуют проблемы  детей ЗПР и их родителей.

Из бесед с родителями выясняется, что русский язык неродной  для 2-4 человек в классе.  Неполных семей в некоторых классах более половины. Самые же сложные ситуации с мальчиками, родители которых в разводе, а ребенок проживает с мамой (папа в другом городе). 

Наша школа развивается на стыке тектонических противоречий общества. Перечислим некоторые из них, особенно значимые для нашей школы, так как они могут быть преодолены только совместными усилиями. 10 проблем представлены далее по степени значимости (в нашей школе): 

  1. Не учитываемая педагогами и родителями новая реальность: влияние СМИ, Интернета, компьютерных игр («Окна Овертона»), социальных сетей.
  2. Невысокий уровень эмоционального интеллекта учеников и непонимание значения атмосферы школы, психологической безопасности для становления и развития ребенка. 
  3. Педагоги находятся в ситуации постоянного стресса, что снижает качество коммуникации (несколько педагогов в начальной школе ведут два класса, нагрузка у части педагогов средней школы более 28 часов). 
  4. Низкая самооценка педагогов, родителей, а, следовательно, и учащихся.
  5. Снижение мотивации к учебе. 
  6. Невысокий уровень воспитанности учащихся как следствие значительного числа социокультурно и психологически запущенных детей.
  7. У значительной части учащихся, педагогов, родителей есть опыт негативного общения. 
  8. Нарушение профессиональной этики. 
  9. Слабая работа методических объединений.
  10. Большое количество родителей, которые никому не доверяют (не умеют искать и находить конструктивное решение в трудных ситуациях). Среди этой категории взрослых значительное число учащихся из семей, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах. И родителям, и детям этой группы  необходима психологическая поддержка с 1-го класса.

Основное противоречие на данном этапе становления школы (школе на данный момент 7 лет) может быть охарактеризовано как противоречие мировоззрений взрослых – родителей и педагогов (установок, ценностей, путей достижения поставленных целей) между ориентацией на развитие («восхождение в духовно-нравственном направлении») и на стабильность («воспроизведение привычного стиля взаимодействия с миром и другими людьми»). Сложнее всего выстраивать диалог с теми взрослыми, у которых мировоззрения нет (взрослые выживают). Естественно, большинство учащихся переносит стиль семейного общения на взаимоотношение в социуме (школе).  

В поликонфессиональной школе, в районе новостроек, оказалось очень важным настроить всех участников образовательного процесса на взаимопонимание. С православными родителями и буддистами вести диалог оказалось просто. С атеистами и людьми, переживающими кризисы, достигнуть взаимопонимания сложнее. Необходимо поставить нравственные рамки взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначив ясные вехи нашего движения и совершенствования, пробуждая милосердие.

Программа «Дар: выбор жизненного пути как самоосуществление»

В центре нашего внимания в программе - эмоциональная сфера учащихся и эмоциональный интеллект, тема интересов и потребностей, внутреннего мира детей школьного возраста, создания творческих занятий и программ, ненавязчиво поддерживающих учеников в самостоятельном поиске, в процессе становления их мировоззрения, выбора жизненного пути. 

Наш опыт применения творческого задания «20 шагов»  показывает, что у преобладающего большинства учащихся есть представление о нравственности, однако оно хранится невостребованным в реальной практике, не стало действенным. Потому в повседневности поведение школьников часто ситуативно, появляются другие ориентиры, противоречащие внутреннему знанию. Взрослеющий человек чувствует дискомфорт, но без помощи взрослых он не может найти выход, принять верное решение и следовать ему (за редкими исключениями). 

Необходимо создание своеобразной духоподъёмной «лестницы», поддерживающей ребенка в семье, в классе, в школе, в процессе индивидуального консультирования, в ситуации кризисов в семье, в классе, в периоды возрастных кризисов. Нами были выбраны и созданы в соответствии с целями и задачами, потребностями ребенка и подростка творческие задания – модули программы.

Предлагаемые модули программы ориентированы на раскрытие глубинной природы человека и пробуждение высших чувств являются уникальными, новыми, полезными в той или иной степени для психологов, педагогов, социальных педагогов, завучей, родителей, учащихся  при создании программы воспитательной работы в конкретной школе. 

Планируя воспитательную работу, необходимо учитывать важнейшие потребности учеников, «экзистенциальные радикалы» (Шеховцова Л.Ф.), то есть 1) чувство комфорта  бытия; 2) мир хорош, 3) бытие есть Любовь, 4) какой Я?, важные для гармоничного развития ребенка. Эти экзистенциальные радикалы произрастают из САМОГО раннего эмоционального слоя психической душевной ткани, на что указывает психотерапевтическая практика, «засеваются» на самых ранних жизненных этапах. 

Базовые потребности (или экзистенциальные радикалы) – это важнейшие показатели успешности нашей работы, оптимальности стиля семейного воспитания. Если эти потребности не удовлетворены, необходима коррекционно-развивающая работа не только психологов, но и педагогов-воспитателей, классных руководителей, просветительская программа для семьи.

В обсуждаемой программе предлагаются найденные в процессе практической работы творческие задания, актуальные для семей разных мировоззрений, а также семей, которые выживают (возможно, у них нет мировоззрения или оно эклектическое).  Мы ставим просветительскую задачу для заинтересованных взрослых: именно в семье осуществляется духовно-нравственное становление ребенка.

Создание программы продолжалось в течение 5 лет

В настоящее время  с программой уже ознакомлены родители и классные руководители начальной и средней школы – более 200 человек. Программа вызвала интерес, удивление, получены первые положительные отклики. Несколько родителей приглашены участвовать в программе с семейными проектами. Новые участники, ознакомившись с программой, создали свои проекты и творческие уроки, увидели, что их собственная программа – часть коллективной программы «Дар…». 

Программа под названием «Дар: выбор жизненного пути» была представлена на Конкурс и получила сертификат, а школа  - диплом лауреата рейтинга ТОП-500 образовательных организаций (федеральный список) в номинации «Лучшие условия для обмена педагогическим опытом и профессионального развития».

Осуществление программы в школе

Взаимодействие администрации, психолога, классных руководителей в МОУ «Всеволожский ЦО» - главное условие своевременного решения проблем. Направления и формы такого взаимодействия и представлены в программе. 

В 2016 году вместе с администрацией мы подготовили две статьи, задумав общешкольный проект («Проект Твоей Жизни», 2016).

Необходимо учитывать особенности конкретной школы, данные психологической диагностики в конкретном ОУ с тем, чтобы поддерживать учащихся в течение всего процесса обучения и воспитания в школе, включать программы психолога в план ВР, то есть часть общешкольных мероприятий готовить вместе с психологом. Предложения и инициативы психолога все еще непривычны (и даже непонятны) многим педагогам и родителям. Поэтому при их реализации так важны поддержка, понимание, рекомендации администрации. 

В нашей программе духовно-нравственного воспитания, мы полагаем реализовать теоретические положения, излагаемые Л.Ф. Шеховцовой, в частности описание «стадий духовного восхождения». 5 из 9 стадий духовного восхождения, актуальных для семей разных мировоззрений, включают следующие стадии:

  • 1 стадия "пробуждения" – когда человек начинает понимать, что кроме материальных, биологических потребностей у него есть и иные потребности;
  • 2 стадия – когда потребности в познании мира и себя, в красоте, в эстетическом переживании мира становятся ценностями, на которые человек ориентируется в своей жизни;
  • 3 стадия – когда человек открывает для себя нравственные законы, регулирующие жизнь людей в обществе и считает себя обязанным исполнять их;
  • 4 стадия – когда человек задумывается над вопросом "зачем он живет" – начинаются поиски смысла жизни;
  • 5 стадия  – нахождение смысла жизни в самосовершенствовании, самоактуализации, человек обретает "развитие" как ценность – развитие себя самого становится для человека ценностью и смыслом жизни. 

Если обращения касаются более глубоких вопросов душевной и духовной жизни, мы рекомендуем обратиться к духовному лицу соответствующей конфессии.

Центральная тема программы: создание комплекса творческих заданий, ненавязчиво поддерживающих учеников в самостоятельном поиске, в процессе становления их мировоззрения, пробуждающих высшие чувства на всех этапах обучения. По сути, программа является путеводителем родителям и ученикам в ситуациях значимого выбора.

Заключение

Нами были созданы и реализованы программы поддержки для педагогов и родителей, а также для учащихся, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах. 

Основу программы составили творческие задания, тематические беседы ученикам, родителям, педагогами, ориентированными на естественный процесс духовно-нравственного становления ребенка, подростка, молодого человека. Выявлены критерии, соответствующие базовым потребностям учащихся – «экзистенциальным радикалам», - значимые для определения проблемных зон класса, эмоционального интеллекта учащихся всех возрастов. Предлагаемые ученикам творческие задания анализируются в соответствии с критериями:

  • чувство комфорта  бытия (насколько комфортно ученик себя чувствует в целом, в конкретных ситуациях);
  • мир хорош  (как ученик относится к себе и другим, к семье и школе; он больше доверят другим людям, чем не доверяет);
  • бытие есть Любовь (присутствует ли в его жизни высшие чувства радости и любви, нежности и доверия. Или же в жизни ребенка страх, грусть преобладают);
  • какой Я? (каково мое место в этом прекрасном мире?).

Творческие задания полифункциональны: они являются и диагностическими (в том числе самодиагностическими); развивающими; гармонизирующими (коррекционными); профилактико-просветительскими.

Отработана диагностическая методика (ЕМП), позволяющая выявить учащихся, которым нужна профессиональная помощь, чтобы своевременно оказать им поддержку. Предлагаемые процедуры диагностики развития  учеников с 1 по 11 класс (ЕМП) объединяют, а не разъединяют (многие общепринятые диагностические методики не понятны родителям). В основе нашей ЕМП – методический подход Люшера и его модификации.

Наш опыт показывает, что важным условием успешного осуществления любой новой программы является объединение педагогов, родителей, учащихся так, чтобы полученные знания воплощались в повседневной практике общения, учебы, выбора своего жизненного пути. При этом важно не подавлять индивидуальность детей и взрослых.

Программа может быть полезной, как нам представляется, всем школам при  наличии в школе условий для ее реализации, прежде всего, заинтересованных специалистов. Поддержка директора – обязательное условие успешной работы при любой инновационной работе, так как возникают непредвиденные трудности, обычные при реализации новых программ и проектов.

Программа может быть рекомендована родителям детей дошкольного и школьного возраста, психологам, классным руководителям, педагогам, социальным педагогам, библиотекарям. Администрации школ.

Многие модули программы опробованы как в Санкт-Петербурге, так и в Ленобласти в течение 30 лет. Таким образом, программа может быть полезной для городов и области, а также регионов. 

Так, первые развивающе-коррекционные и просветительские программы были созданы в период работы в детском доме в 1988-1991 гг. (Директор – Махов Ф.С.). В детском доме воспитывались дети из Ленобласти (200 детей, как музыкально одаренных,  так и неадаптированных  в детских домах Ленобласти). 

В издательском проекте «Уроки Светописи» (5 выпусков), 2006-2012 гг. изд-во «Петрополис», «Трускарора», участвовали студенты и педагоги педагогического колледжа № 2 Ленобласти и Санкт-Петербурга. (Директор Лосева О.Г.).

В общественном проекте «Живое озеро» (Лемболовоское озеро) в 2004-2012 гг. участвовали школьники, студенты, педагоги Санкт-Петербурга и Ленобласти (а также местные жители Ленобласти).

Самый важный итог создания программы и предъявления ее общественности, педагогам, родителям заключается, на наш взгляд, в том, что реально изменяется характер взаимодействия с родителями и учащимися, атмосфера в школе. Такое впечатление, что дети и взрослые давно ждали такую ненавязчивую и, на первый взгляд, простую программу. Качественные изменения диалога и сотрудничества с детьми и взрослыми, снижение уровня эмоционального выгорания психолога и всех активных участников программы, появление новых перспектив в творческой работе в школе, уверенность и ясность в направлении решения некоторых до сих пор нерешенных проблем – вот некоторые видимые изменения на данном этапе реализации программы «Дар…» в школе.

Тематические игры, беседы, обсуждения с учащимися, родителями, педагогами в контексте ценностно-ориентированного образования представляют нам высочайший потенциал учащихся всех возрастов. Понимание и поддержка детей, подростков, молодежи в их поисках своего пути профессиональными педагогами – важнейшее условие воспитания таких качеств как храбрость, отвага, дерзновенность, креативность. – Нашим молодым современникам предстоит решать сложнейшие проблемы, охарактеризованные, например, в книге Юваль Ной Харари «Homo Deus». Краткая история будущего» (2018)


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su