- Ложечкина Анна Дмитриевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и психологии безопасности психолого-педагогического факультета, Северо-Кавказский федеральный университет (Ставрополь)
- Борозинец Наталья Михайловна
кандидат психологических наук, заведующая кафедрой коррекционной психологии и педагогики, директор ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья психолого-педагогического факультета, Северо-Кавказский федеральный университет (Ставрополь)
- Демиденко Оксана Петровна
кандидат педагогичсеких наук, доцент кафедры дефектологии, ФГАОУ ВО СКФУ (Ставрополь)
- Калашникова Виктория Александровна
кандидат педагогичсеких наук, доцент кафедры дефектологии, ФГАОУ ВО СКФУ (Ставрополь)
- Прилепко Юлия Владимировна
(Ставрополь)
- Эм Елена Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии, ФГАОУ ВО СКФУ (Ставрополь)
Организация: ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет
Наименование мероприятия, статус – IV Международный Интернет-симпозиум «Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве», международный.
Время и место проведения: заочный этап: 15 октября 2018г. - 15 ноября 2018 г.; очный этап –работа пленарного заседания - 12 ноября 2018 г. 11.00-12.00, г. Ставрополь, СКФУ, учебный корпус 2, аудитория № 218.
Цели Интернет-симпозиума:
- консолидация усилий науки, практики и общественности в развитии инклюзивных процессов в образовании;
- обобщение российского и зарубежного опыта организации инклюзивных процессов в образовании;
- разработка современных подходов повышения качества инклюзивных процессов в образовании;
- демонстрация возможностей, открывающихся в инклюзивном взаимодействии в сфере образования;
- стимулирование научно-исследовательской деятельности преподавателей, педагогов образовательных учреждений и студентов.
Задачи Интернет-симпозиума:
- привлечь научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов университета к обсуждению проблем тематики Интернет-симпозиума;
- сформировать представление о реалиях, проблемах и тенденциях инклюзивных процессов в вузе;
- представить и обсудить исследования, посвященные изучению проблем обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ в вузе.
В рамках проведения конференции рассмотрен комплекс вопросов, направленный на раскрытие теоретико-методологических основ инклюзивного образования, особенностей психолого-педагогического сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ на этапе получения образования, рассмотрены и предложены современные технологии обучения и воспитания лиц с ОВЗ, а также предложены практико-ориентированные аспекты международного, на примере Канады, и отечественного опыта развития инклюзивного образования в пределах города, региона, России.
Работа Интернет-симпозиума состоялась в следующих формах: заочное и очное участие. В заочной форме предлагалась только публикация материалов в электронном сборнике материалов конференции. В очной форме была организована работа пленарного заседания.
В Интернет-симпозиуме всего приняло участие 150 ученых, педагогов, студентов, теоретиков и практиков инклюзивного образования из разных городов: Виннипега (Канада), Москва, Санкт-Петербурга, Ижевска, Новосибирска, Ставрополя и Ставропольского края.
Количество и наименование ВУЗов или иных научных организаций, принявших участие в научном мероприятии:
- Университет Манитобы, г. Виннипег, Канада;
- Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии, г.Москва;
- ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», г. Санкт-Петербург;
- ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск
- ФГБОУ ВО «Армавирский государственынй педагогический университет», г. Армавир;
- ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», г. Новосибирск;
- ГБОУ ВО Ставропольский государственный педагогический институт;
- ГБОУ ВО Ставропольский государственный медицинский университет;
- ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж», г.Ставрополь;
- Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Краевой Центр развития творчества детей и юношества имени Ю.А.Гагарина» г.Ставрополь;
- МБОУ ДО «Центр детского творчества», г. Ижевск;
- ГБУСО Ставропольский РЦ;
- ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4» Грачевский район;
- МБОУ СОШ № 21 г.Ставрополя,
- ГКОУ «С(К)ОШ №33 г.Ставрополя,
- ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя»;
- МБДОУ детский сад №67 г. Ставрополь.
12 ноября в работе пленарного заседания Интернет-симпозиума приняли очное участие 90 ученых из таких образовательных организаций как: Университет Манитобы (г.Виннипег, Канада), ГБОУ ВО Ставропольский государственный педагогический институт, ГБОУ ВО Ставропольский государственный медицинский унивесритет, Краевой центр инклюзивного и дистанционного обучения ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники», МБОУ СОШ № 21 г.Ставрополя, ГКОУ «С(К)ОШ №33 г.Ставрополя, ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя», ГБУСО Ставропольский РЦ и др.
Открытие работы пленарного заседания Интернет-сипозиума провел и.о. директора ИОиСН СКФУ Шаповалов Валерий Кириллович, подчеркнув важность подчеркнул значимость темы Интернет-симпозиума и новизну взгляда на проблему профориентации и трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ. С приветственным словом выступил сопредседатель оргкомитета Интернет-симпозиума Дональд Майкл Фукс, доктор, профессор университета Манитобы, который подчеркнул важность темы Интернет-симпозиума, направленность которой показывает значимость развития всей системы образования.
С приветственным словом выступила и.о. зав. кафедрой дефектологии Ложечкина А.Д., которая передала приветственные слова в адрес работы Интернет-симпозиума Дирегановой А.В. - руководителя комитета образования администрации города Ставрополя, Н.К. Маяцкой - заведующего кафедрой дефектологии и русского языка, кандидата педагогических наук, доцента ФГБОУ ВО Ставропольского государственного медицинского университета, Н.Н. Уваровой - декана факультета социально-гуманитарного образования, кандидата педагогических наук, доцента кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО Гжельский государственный университет.
В ходе работы пленарного заседания Интернет-симпозиума были представлены следующие доклады:
- «Основные аспекты формирования инклюзивной культуры в образовательной организации». Соловьева Ольга Владимировна - профессор кафедры дефектологии ИОиСН СКФУ.
- «Основные направления работы по созданию инклюзивной образовательной среды в колледже». Семина Лариса Юрьевна - руководитель Краевого центра инклюзивного и дистанционного обучения ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники».
- «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с интеллектуальными нарушениями в образовательной организации». Дзагкоева Наталья Анатольевна - педагог-психолог ГКОУ «С(К)ОШ №33 г. Ставрополя».
- «Опыт организации инклюзивного образования МБОУ СОШ №21 города Ставрополя». Медведева Галина Сергеевна - учитель-дефектолог МБОУ СОШ №21 города Ставрополя.
- «Шаги от профориентации к трудоустройству в условиях детского дома». Гладырева Алла Сергеевна - студентка 5 курса направления подготовки Специальное (дефектологическое) образование СКФУ.
В завершении конференции прошла активная дискуссия между участниками пленарного заседания, итогом которой стал обмен опытом по организации обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ в образовательных организациях, а также по их профориентации и способах их трудоустройства. Все участники имели возможность поделиться своими научными наработками на странице Интернет-симпозиума, представленного официальном сайте СКФУ, а также ознакомиться с опытом работы своих коллег и коллег из университета Манитобы (г. Виннипег, Канада). Всего к публикации было принято более 70 научных статей.
В заключении Ложечкина А.Д. отметила актуальность и необходимость дальнейшей работы по тематике инклюзивных процессов в образовании.
Все участники имели возможность поделиться своими научными наработками на официальном сайте СКФУ, а также ознакомиться с опытом работы своих коллег. Всего к публикации было принято более 70 научных статей.
Каждому участнику был направлен именной сертификат и электронный сборник научных трудов.