- Кудряшова Зоя Эдуардовна
ведущий специалист по социальной работе, Частное учреждение социального обслуживания "Детская деревня - SOS Вологда" (Череповец)
Организация: Частное учреждение социального обслуживания "Детская деревня - SOS Вологда"
Проектирование широко используется в системе образования в качестве инструмента образовательного процесса. В социальной сфере проект, как правило, направлен на решение глобальных социальных проблем группы населения. Его создают одни люди для изменения качества жизни других. В этом ракурсе проект не является методом социальной работы. Социальное проектирование как метод формирования ответственности в социальной работе с семьями в трудной жизненной ситуации используется впервые и направленно на научение проектированию для решения проблем конкретного человека или семьи, а также на освоение навыков здоровых межличностных отношений.
Данное методическое пособие разработано на базе Программы «Укрепление семьи» г. Череповца Частного учреждения социального обслуживания «Детская деревня – SOS Вологда» и на опыте реализации проекта «Социальное проектирование как метод формирования ответственности у семей для выхода из трудной жизненной ситуации «СП+», который реализовывался в г. Череповце и Череповецком районе Вологодской области с 01.09.2017 по 31.10.2018 с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Методическое пособие предназначено для психологов, педагогов, специалистов по социальной работе и содержит: концептуальные основы метода, оценку эффективности метода. описание и опыт ведения групповых занятий по программе «Социальное проектирование в моей жизни «СП+». К пособию прилагается рабочая тетрадь с информационными материалами и упражнениями для участников групповых занятий «Социальное проектирование в моей жизни «СП+».
В занятиях по программе «СП+» с октября 2017 года по май 2018 года приняли участие 20 женщин, которые разработали и реализовали не менее 2 семейных и личных проектов, приобрели навыки исследования и управления своей проблемной ситуацией.
Для оценки эффективности использовались отчеты клиентов по результатам реализации проектов, а также анкеты динамики, отражающие проблемную ситуацию до и после прохождения курса занятий. Через 4 месяца работы более чем в 95% случаев наблюдалась положительная динамика. Результаты участия в курсе «СП+» прямо или косвенно нашли отражение на ситуации клиента и его семьи. Позитивные изменения произошли в нескольких направлениях, включая материальное благосостояние, психоэмоциональное самочувствие, качество взаимоотношений в семье.
Показателем эффективности может также служить причина выхода семей из программы «Укрепление семьи»: на конец 2018 года сняты с сопровождения 75% семей из числа участников программы «СП+» по причине достижения ими самодостаточности.
Таким образом, практика внедрения метода социального проектирования позволяет сделать вывод о том, что он обеспечивает условия для удовлетворения семейных потребностей, восстановления утраченных или недостаточно развитых семейных функции.