- Защиринская Оксана Владимировна
доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург)
- Раева Елена Владимировна
директор, ГБОУ Школа №657 Приморского района Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург)
Организация: Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 657 Приморского района Санкт-Петербурга
Рассказ мамы о своем сыне Саше
Саша учится в 7 классе школы № 657 Приморского района Санкт-Петербурга для детей с ограниченными возможностями здоровья. Он обучается в этой замечательной школе с 2011 года.
У мальчика – врожденный порок сердца, а в 2009 году был поставлен еще один диагноз – бронхиальная астма.
Фигурным катанием Александр стал заниматься в 11 лет с декабря 2015 года. Тренеры Мельникова Галина Александровна и Седелкова Анна Анатольевна разглядели в Александре талант и желание заниматься фигурным катанием. И результат не заставил себя долго ждать.
Первую золотую медаль по фигурному катанию Александр получил за участия в отборочном турнире по г. Санкт-Петербургу.
Вторая золотая медаль – за участие во Всероссийских соревнованиях, проходивших в марте 2016 года в Санкт-Петербурге.
Третья золотая медаль – за участие в Международных соревнованиях, проходивших в декабре 2016 года в Тампере, Финляндия.
В марте 2017 года в Австрии в городе Грац проходила Всемирная Специальная Олимпиада Зимних игр для детей с ОВЗ (с инвалидностью). В олимпиаде принимали более 100 стран. В том числе, и Россия. Наша команда по фигурному катанию из 12 человек привезла домой 4 золотые, 6 серебрянных и 1 бронзовую медаль. Александр выиграл золотую медаль.
В марте 2018 года прошла X Венская Специальная Олимпиада по фигурному катанию на коньках, где Саша вновь занял 1 место.
В 2021 г. в Швеции пройдет Всемирная Специальная Олимпиада зимних игр для детей с ОВЗ (с инвалидностью), где Александр будет так же участвовать и защищать честь страны.
Программа психологической абилитации Саши
Для развития и социализации Саши важны не только успехи в учебной деятельности. В программе абилитации представлены следующие направления:
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
- Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- Помощь в осмыслении социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
- Развитие способности к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Психологическая поддержка в спортивных достижениях.
Разработка программы абилитации в школе № 567.
ГБОУ школа № 567 создана в 1994 году. На начало учебного 2018–2019 учебного год в школе обучаются 389 учащихся в 43 классах.
Для Саши разработана карта индивидуального развития
В карту индивидуального развития заносятся данные учащегося классным руководителем и всеми специалистами психолого-медико-педагогического консилиума школы. На основании данных «Карты индивидуального развития» составляется индивидуальный маршрут коррекционно-развивающей работы и профилактической помощи Саши и его семье (по необходимости), включающий, в зависимости от выявленных проблем, занятия со специалистами школы, рекомендации выбора курсов внеурочной деятельности, социальная помощь и поддержка семьи учащегося.
Цели разработки карты индивидуального развития Саши:
- качественная характеристика учебной деятельности и поведения учащегося для организации коррекционно-развивающей работы и профилактической помощи;
- помощь педагогам и специалистам школы в создании оптимальных условий обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ученика.
Карта индивидуального развития учащегося заполняется в конце I и IV четверти, переходит с учащимся из класса в класс.
В содержание карты входят основные разделы:
- Сведения о социальном положении ученика.
- Отношение и способности к предметам.
- Занятия со специалистами и внеурочная деятельность.
- Мониторинг личностных базовых учебных действий.
- Мониторинг регулятивных базовых учебных действий.
- Мониторинг коммуникативных базовых учебных действий.
- Мониторинг познавательных базовых учебных действий.
- Сводная таблица результатов обследования специалистами.
Психотехнологии в программе абилитации:
В программу абилитации для Саши включен комплекс психотехнологий:
- информационные технологии;
- технологии обучающих игр;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- спортивные психотехнологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- гуманно-личностные технологии, включая психопрофилактическую работу и психологическое консультирование, психологическую коррекцию.
Особое значение в программе абилитации приобретают здоровьесберегающие технологии, а именно:
- арт-терапия;
- дыхательные техники и релаксационные упражнения;
- психоэмоциональная разгрузка;
- музыкальная терапия;
- хореотерапия;
- ароматерапия;
- цветотерапия;
- телесная терапия.
Мы рады, что грамотное применение психотехнологий в программе абилитации Саши позволило ребенку и его семье достичь уникальных результатов в личностном и социальном развитии!