Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2018 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Жизнь как вызов неизлечимому диагнозу» (программа психологической абилитации ребенка)

Авторы:

  • Защиринская Оксана Владимировна

    доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург)

  • Раева Елена Владимировна

    директор, ГБОУ Школа №657 Приморского района Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург)

Организация: Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 657 Приморского района Санкт-Петербурга

Рассказ мамы о своем сыне Саше

Саша учится в 7 классе школы № 657 Приморского района Санкт-Петербурга для детей с ограниченными возможностями здоровья. Он обучается в этой замечательной школе с 2011 года.

У мальчика – врожденный порок сердца, а в 2009 году был поставлен еще один диагноз – бронхиальная астма.

Фигурным катанием Александр стал заниматься в 11 лет с декабря 2015 года. Тренеры Мельникова Галина Александровна и Седелкова Анна Анатольевна разглядели в Александре талант и желание заниматься фигурным катанием. И результат не заставил себя долго ждать.

Первую золотую медаль по фигурному катанию Александр получил за участия в отборочном турнире по г. Санкт-Петербургу.
Вторая золотая медаль – за участие во Всероссийских соревнованиях, проходивших в марте 2016 года  в Санкт-Петербурге.
Третья золотая медаль – за участие в Международных соревнованиях, проходивших в декабре 2016 года в Тампере, Финляндия.

В марте 2017 года в Австрии в городе Грац проходила Всемирная Специальная Олимпиада Зимних игр для детей с ОВЗ (с инвалидностью). В олимпиаде принимали более 100 стран. В том числе, и Россия. Наша команда по фигурному катанию из 12 человек привезла домой 4 золотые, 6 серебрянных и 1 бронзовую медаль. Александр выиграл золотую медаль.

В марте 2018 года прошла X Венская Специальная Олимпиада по фигурному катанию на коньках, где Саша вновь занял 1 место.

В 2021 г. в Швеции пройдет Всемирная Специальная Олимпиада зимних игр для детей с ОВЗ (с инвалидностью), где Александр будет так же участвовать и защищать честь страны.

Программа психологической абилитации Саши

Для развития и социализации Саши важны не только успехи в учебной деятельности. В программе абилитации представлены следующие направления:

  1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  2. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
  3. Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.
  4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  5. Помощь в осмыслении социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
  6. Развитие способности к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации
  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  9. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  10. Психологическая поддержка в спортивных достижениях.

Разработка программы абилитации в школе № 567.

ГБОУ школа № 567 создана в 1994 году. На начало учебного 2018–2019 учебного год в школе обучаются 389 учащихся в 43 классах.

Для Саши разработана карта индивидуального развития

В карту индивидуального развития заносятся данные учащегося классным руководителем и всеми специалистами психолого-медико-педагогического консилиума школы. На основании данных «Карты индивидуального развития» составляется индивидуальный маршрут коррекционно-развивающей работы и профилактической помощи Саши и его семье (по необходимости), включающий, в зависимости от выявленных проблем, занятия со специалистами школы, рекомендации выбора курсов внеурочной деятельности, социальная помощь и поддержка семьи учащегося.

Цели разработки карты индивидуального развития Саши:

  • качественная характеристика учебной деятельности и поведения учащегося для организации коррекционно-развивающей работы и профилактической помощи;
  • помощь педагогам и специалистам школы в создании оптимальных условий обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ученика.

Карта индивидуального развития учащегося заполняется в конце I и IV четверти, переходит с учащимся из класса в класс.
В содержание карты входят основные разделы:

  1. Сведения о социальном положении ученика.
  2. Отношение и способности к предметам.
  3. Занятия со специалистами и внеурочная деятельность.
  4. Мониторинг личностных базовых учебных действий.
  5. Мониторинг регулятивных базовых учебных действий.
  6. Мониторинг коммуникативных базовых учебных действий.
  7. Мониторинг познавательных базовых учебных действий.
  8. Сводная таблица результатов обследования специалистами.

Психотехнологии в программе абилитации:

В программу абилитации для Саши включен комплекс психотехнологий:

  • информационные технологии;
  • технологии обучающих игр;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • спортивные психотехнологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • гуманно-личностные технологии, включая психопрофилактическую работу и психологическое консультирование, психологическую коррекцию.

Особое значение в программе абилитации приобретают здоровьесберегающие технологии, а именно:

  • арт-терапия;
  • дыхательные техники и релаксационные упражнения;
  • психоэмоциональная разгрузка;
  • музыкальная терапия;
  • хореотерапия;
  • ароматерапия;
  • цветотерапия;
  • телесная терапия.

Мы рады, что грамотное применение психотехнологий в программе абилитации Саши позволило ребенку и его семье достичь уникальных результатов в личностном и социальном развитии!

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе