«Программа психокоррекции негативных материнских установок у женщин "Современная мама"» (тренинг)
Актуальность
Актуальность программы психокоррекции негативных материнских установок «Современная мама» продиктована многими факторами, такими как, качественное изменение института семьи, падение культуры родительства у молодых женщин, которые мало ориентированы на семью и детей и, в частности, на выполнение материнских ролей (Титаренко В.Я., Мытиль А и др.), вследствие чего утрачивается ценностное отношение к материнству и это является одной из причин многих проблем материнства и детства, таких как демографическая проблема в России, девиантное материнство, рост «социального одиночества» у детей. И отечественные, и зарубежные исследователи отмечают, что несформированность психологической готовности к выполнению материнских функций введёт к искажению нравственных ценностей самой личности женщины, к формированию идеологии антиматеринства, детофобии родительской культуры.
Во время обучения в магистратуре и работы в школе, а также в детском центре развития, меня заинтересовала тема материнства, в частности, материнских установок особенно негативных, которые проявляются в общении с ребенком, во взаимодействии матери и ребенка и в всепоглощающем материнском чувстве «избыточной любви», которое окружает и отрезает все варианты действий ребенка и т.д. Что подтолкнуло меня выбрать тему для моей дальнейшей работы, на мой взгляд для того, чтобы создать необходимые условия для гармоничного развития ребенка необходима психокоррекционная работа с матерями, а именно с материнскими установ-ками негативного характера.
Для работы, как основной инструмент воздействия выбраны общекультурные формы: кино и традиционная славянская кукла.
Цель программы
Коррекция негативных материнских установок, у женщин посредством игрового нарратива в формате традиционной куклотерапии и кинотерапии.
Задачи
- развитие навыков рефлексии у участниц тренинга;
- развитие позитивных материнских установок посредством проживания опыта на разных возрастных периодах собственного детства с помощью игры с традиционной славянской куклой;
- создание условий для процесса самопознания, самосовершенствования и самопринятия, как матери/будущей матери;
- формирование навыка саморелаксации.
Методологическая основа программы: разработана на основе теоретических положений культурно-исторической психологии Л.С. Выготского; психологических концепций материнства (А.Я. Варга, Д.В. Винникот, М.И. Лисина, Г.Г. Филиппова); нарративного подхода (М. Уайт, Д. Эпстон и др.); концепции о влиянии феномена куклы на развитие личности в традиционной и современной культурах И. А. Морозова.
Методы и технологии, используемые в тренинге: метод арт-терапевтического направления (изотерапия, глинотерапия, сказкотерапия, кинотерапия, куклотерапия), техники песочной терапии, техники телесно-ориентированной терапии, техники НЛП, игротерапия, дискуссия, рефлексия, психогимнастика.
Этапы программы
Этапы программы по коррекции негативных материнских установок у женщин «Современная мама»
- I этап «Встреча с проблемой и поиск личностных ресурсов». Количество: 5 занятий.
- II этап «Работа с негативными установками, изменения негативного опыта взаимодействия с матерью и интеграция опыта в положительный с помощью создания традиционных славянских кукол и игрового нарратива (проигрывание опыта «мать-ребенок» с куклами)». Количе-ство: 10 занятий.
- III этап «Работа с актуальными проблемами, связанные с материнством, с помощью кинотерапии». Количество: 6 занятий.
- IV этап заключительный «Материнство на линии моей жизни». Количество: 2 занятия.
Результаты, выводы
Программа психокоррекции была реализована на различой по своему составу группе женщин (с детьми и без детей, с одним ребенком и с несколькими, планирующие материнство и не планирующие материнство и т.д.).
Подобраны традиционные славянские куклы, фильмы про типы матерей (список продолжает дополняться новыми фильмами) для психокоррекционной работы как для групповой, так и для индивидуальной работы с женщинами.
Выявлена положительная динамика в результатах у женщин после работы: повышение уровня рефлексии и изменение её направленности, в установках связанных с материнством появилась положительная тенденция, повысился уровень личностного самопознания и т.д. Как отмечают сами женщины, «стала больше анализировать в обычной жизни и не только касаемо ре-бенка «Что я делаю неправильно? И как сделать по-другому?»».
После проведения программы, диагностического исследования «до и после», наблюдения во время процесса, были сделаны следующие выводы:
- традиционная славянская кукла обладает нарративной природой в которую заключен дискурс семьи, материнства, межпоколенческой связи; а также, использование куклы, как инструмент в психокоррекционной работе негативных материнских установок у женщин является эффективным, так как несёт в себе традиционный нарратив семьи и материнства;
- повышение уровня ауторефлексии у женщин в группе, а также о повышении уровня психологической медиа-компетентности через развитие его рефлексивного компонента в процессе анализа художественных фильмов с «материнской» проблематикой, также способствовало изменению материнских установок у женщин;
- игровой нарратив в течение всей коррекционной работы, при помощи основных методов: метода куклотерапии с традиционными славянскими куклами, а также метода кинотерапии является эффективным для коррекции негативных материнских установок, и разработанная программа, направленная на коррекцию материнских установок, является достаточно эффективным инструментом в работе психолога в образовательных учреждений и в частной практике.