«"Шаг в психологию": развитие психологической компетентности подростка как интегральной личностной характеристики» (образовательный проект)
Актуальность
Сегодняшний мир переполнен событиями и информацией. Это, безусловно, накладывает отпечаток на психику современного человека: ее главной характеристикой в таких средовых условиях должна стать лабильность, возможность подстраиваться под стремительно меняющуюся действительность. В этой связи особую актуальность приобретает развитие психологической компетентности личности, способствующей успешной социализации подрастающего поколения в условиях современного мира. Однако при очевидной значимости развития психологической компетентности, в современном российском образовании данному вопросу уделяется явно недостаточное внимание: в учебных планах отсутствует предмет «Психология», часто в школе работает только один психолог, который не в состоянии оперативно и качественно оказать психологическую помощь всем нуждающимся.
Социальная, научная и практическая значимость
Уровень сформированности психологической компетентности школьника обуславливает его лидерский потенциал, умение работать в команде, осознанность профессионального выбора, стрессоустойчивость. Перечисленные качества, в свою очередь, определяют не только траекторию индивидуального развития личности, но и многие социально значимые вопросы: от осознанности выбора будущей профессии зависит уровень квалификации специалистов, лидерский потенциал определяет качество управления государственными структурами, частными предприятиями. Все это определяет чрезвычайную важность образовательных программ, направленных на формирование психологической компетентности, как для отдельной личности, так и общества в целом.
Значение для развития психологии
Внедрение образовательных психологических программ на уровне средней школы будет способствовать повышению осмысленности выбора профессии психолога, а, следовательно, улучшению качества психологического образования в стране и развитию психологической науки и практики.
Цель проекта: развитие психологической компетентности подростка как интегральной личностной характеристики.
Целевая аудитория: подростки, учащиеся 9-11 классов ОУ
Основное содержание работы
Проект рассчитан на 1 учебный год, по 2 занятия в неделю. Длительность занятия – 2 часа.
Проект «Шаг в психологию» включает в себя несколько взаимодополняющих блоков, позволяющих повысить психологическую компетентность подростков в различных ее аспектах:
• Лекционный курс «Психология на каждый день»
• Тренинговый курс «Моя успешность»
• «Психологический практикум»
• «Социальное проектирование»
• «Изба-читальня»
• «Психологическое кино»
Лекционный курс «Психология на каждый день», прежде всего, направлен на развитие когнитивной компетентности подростков через формирование системы психологических знаний, актуальных для старшеклассника. Этот блок проходит в форме мини-лекций и позволяет посмотреть на привычные явления с точки зрения психологической науки, познакомиться с психологическими законами и исследованиями. Другие блоки в большей степени позволяют на практике закрепить полученные теоретические знания и навыки. Так, тренинговый курс «Моя успешность», способствует развитию социальной, коммуникативной и аутопсихологической компетентности подростков. На развитие последней направлен также блок «Психологический практикум», в ходе которого участники проекта не только знакомятся с существующими методами психологического исследования, но и получают возможность самостоятельно провести диагностику определенных личностных особенностей и узнать о себе больше. На развитие коммуникативной и социальной компетентности направлены два блока схожей тематики: «Психологическое кино» и «Изба-читальня», в которых анализу подвергаются произведения мирового кинематографа и художественной литературы, содержащие психологическую проблематику. Блок «Социальное проектирование» в полной мере раскрывает все виды психологической компетентности старшеклассника. В рамках данного учебного блока участники проекта разрабатывают социальные проекты психологической направленности в рабочих группах и реализуют данную инициативу в жизни.
Выбор темы занятия в каждом из циклов определяется актуальной потребностью подростка. Участникам проекта предоставляется программа примерных тем будущих занятий, которую они могут изменить и дополнить, а также оценить в соответствии со своими интересами по десятибалльной шкале. По итогам интегральной оценки предложенных тем, формируется программа занятий, которая, тем не менее, остается лабильной и может быть дополнена и изменена в случае возникновения потребности со стороны подростков.
Результаты проекта
К результатам, полученным в ходе реализации представленного проекта можно отнести следующие:
1. за 1 год реализации проекта число участников увеличилось втрое;
2. 2 участника проекта «Шаг в психологию» прошли конкурсный отбор и приняли участие во Всероссийской смене молодых лидеров в детском лагере «Орленок» (апрель 2009 г.);
3. В рамках ежегодной благотворительной акции партии «Единая Россия», посвященной Дню защиты детей, 3 участника проекта «Шаг в психологию» участвовали в проведении тренингов и игр для детей из детских домов и малообеспеченных семей (июнь 2009 г.);
4. 4 участника проекта «Шаг в психологию» приняли участие в молодежном фестивале Южного федерального округа «Мир Кавказу!», в рамках которого успешно защитили, разработанные социальные проекты (октябрь 2009 г.);
5. 2 участника под руководством А.А. Левшиной провели психологическое исследование и представили работу для участия в IV Всероссийском конкурсе научно-инновационных проектов среди старшеклассников «Технологии повышения эффективности на производстве и в жизни» (январь 2010 г.);
6. Проведены психологические исследования и написаны научные работы 3 участниками под руководством А.А. Левшиной. В настоящее время поданы заявки на участие авторов данных работ в XXXV Донской академии наук юных исследователей (январь 2010 г.).