Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Источник мудрости» (образовательная программа)


Быть абсолютно честным с самим собой – хорошее упражнение.
Зигмунд Фрейд

Без любви ребенка можно вскормить, но воспитание, лишенное любви и человеческого тепла, никогда не преуспеет в том, чтобы сделать из него самостоятельного человека.
Дональд Винникотт

Исследование в данном  направлении интересно и безгранично. Изучая, специальную литературу отечественных и западных психологов, социологов, физиологов и др. в области потенциальных психических ресурсов личности и анализируя прочитанное, приходишь к выводу, что исследователи ведут речь об одном и том же неиссякаемом источнике этих ресурсов. К тем же самым выводам приходишь, когда ведешь наблюдения во время практических занятий за клиентами, особенно это заметно во время консультирования или тренинговых занятий. Что же это за неиссякаемый источник? Внимание, забота, дружба, любовь. Каждый этот источник может для себя назвать, по- разному, но каждый согласится с тем, что это связано с искренним эмоциональным общением людей. На сегодня это становится одной из актуальных проблем взаимодействия людей.

Научная (практическая) значимость проекта:  систематизированы практические наработки в данном направлении, где исследуются не только выше упомянутые проблемы, но и личность в целом, ее способность эффективно адаптироваться в основных сферах своей жизнедеятельности (семья, работа, друзья). 

Основное содержание работы (или ее этапы):
Каждый человек для нас представляет, прежде всего, личность. В прошлом проекте в основе раскрытия и развития потенциальных психических ресурсов брали взаимодействие, которое происходит на разных уровнях или кругах общения (семейный, друзья, коллеги, профессиональный, знакомые), где личность получает непосредственно для себя определенную информацию. Просто не всегда эта информация способствует развитию тех или иных способностей, потенциальных ресурсов человека. Далее мы предлагали ряд методов, с помощью которых можно помочь человеку определить свои способности, раскрыть свой внутренний потенциал.

В процессе дальнейших практических занятий мы наблюдали одну важную закономерность, мы часто даже не знаем, как выразить друг другу какие-то свои переживания, свои чувства, ожидания. Зачастую на занятиях мы учимся делать именно это, учимся свои эмоции оформлять в словесные формулировки, и это дается не всегда легко, а хотя для этого нужны простые слова. Однако в детском возрасте мы это делаем легко и непринужденно, тогда что же с нами происходит потом,  когда мы начинаем взрослеть? Наверное, то, что мы хотим сознательно получать знаки внимания, или как их еще называют «эмоциональные поглаживания». Для этого мы можем в социуме играть любую роль, но тот факт, что мы начинаем играть, само по себе отклоняет присутствие искренности. Таким образом, можно так далеко заиграться, что забыть о себе самом истинном. И как, показывает практика, люди настолько привыкают, прибывать в своей социальной роли, что их истинное я, ими игнорируется или воспринимается болезненно.

Но именно только тогда, когда человек начинает переходить на уровень искреннего эмоционального общения, он начинает сначала просто чувствовать силы на физическом уровне, а затем и подумывать о том, что он действительно способен сделать еще много полезного в этой жизни. Так же важно отметить, что, как правило, нарушение этого общения начинается как раз таки с близкого круга общения – это наши родители. Уважаемые взрослые решили, что искреннее эмоциональное общение важно только на первых порах развития ребенка. На самом деле это общение для нас важно и ценно в любом возрасте. Если нас любили родители, и мы были постоянно во внимании, выйдя за пределы круга семьи, допустим женились, лишь только ощутив недостаток той эмоциональной теплоты, нам сразу же становится дискомфортно, мы начинаем искать именно то, что испытали в детстве или наоборот. Для нас очень важно признание в любом круге нашего общения, то есть искренний эмоциональный отклик от взаимодействующих лиц. Мы не случайно взяли слово искреннее, потому что для нас искренний значит правдивый, естественный, то есть такой, какой есть. И для каждого из нас важно безусловное принятие, безоценочное, так как рамки и условности «загоняют» в действия по алгоритму, шаблону, что становится  быстро скучным и неинтересным. Если мы находим это безусловное принятие, то мы свободнее  себя чувствуем и полны сил для реализации своего потенциала.

Однако не в каждом круге общения мы находим отклик, и более того очень «больно» бывает когда мы его не находим среди близких нам людей, когда с равнодушием относятся к нашим достижениям в любой сфере нашей деятельности. Тем самым, человек, в не зависимости от возраста, находится в подавленном или угнетенном психическом состоянии, в котором навряд ли можно сделать что-то продуктивное. Если подобные ситуации часто повторяются в процессе взаимодействия, то формируется определенная модель поведения личности, которая мало способствует успешной адаптации в социуме.

Так же очень важно отметить то, что в процессе общения человек ежедневно формирует помимо основных кругов общения мелкие звенья в общении. Соответственно, если хотя бы нарушено одно звено общения, то  взаимодействие между людьми становится поверхностным, и чем больше этих звеньев нарушено, тем фальшивее становится общение между людьми, теряется доверие друг к другу, соответственно мало получаем друг от друга искреннего эмоционального отклика.

Исходя из выше перечисленного, мы разработали курс тренинговых занятий, состоящих из 10 встреч, цель которого – раскрытие потенциальных психических ресурсов личности, через формирование искреннего эмоционального общения:
1. Ложка дегтя в бочке меда.
2. Как аукнется, так и откликнется.
3. Доверяй, но проверяй.
4. Прощаю, значит…
5. Птица счастья завтрашнего дня…
6. Силой мил не будешь.
7. Сколько волка не корми,  все равно в лес смотрит.
8. Береги честь с молода, а платье с нова.
9. Не руби сук, на котором сидишь.
10. Любишь кататься, люби и катайся.

Каждая встреча длится 3-4 часа, количество людей в группе от 8 -10 человек. Занятия проходят раз в неделю.

Результаты, выводы:
1.Искреннее эмоциональное общение играет существенную роль при формировании и раскрытии потенциальных психических ресурсов личности.
2.Доминантную роль в формировании искреннего эмоционального общении на каждом возрастном этапе человека играет принцип преемственности.
3.Эффективными методами работы в раскрытии потенциальных психических ресурсов личности и формировании искреннего эмоционального общения являются психоанализ, психосинтез Ассоджоли, техники арт-терапии.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 223, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su