Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Семейная, детская и подростковая психоаналитическая психотерапия» (курс специализации и повышения квалификации)


Авторы:

Актуальность данной программы определяется, прежде всего, тем фактом, что в последние несколько лет увеличивается количество детей и подростков, имеющих различные психологические, невротические и поведенческие отклонения. Дети и подростки, не получающие необходимой психологической помощи плохо адаптированы в социуме, им трудно учиться, осваивать профессию, строить межличностные отношения.

В связи с этим возрастает потребность в профессионально подготовленных специалистах, работающих с детьми: психологах, психоаналитиках, психотерапевтах. Специалистах, которые имеют теоретическую подготовку на уровне современных знаний о психической деятельности и владеют техниками и методиками грамотной психокоррекционной работы.
Социальная значимость проекта заключается в формировании у специалистов, работающих с детьми, подростками и семьями умений и навыков реально помогать людям справляться с проблемами как социального уровня, так и межличностными, в целом способствуя повышению психического здоровья населения и адаптации к общественной и профессиональной  жизни.

Практическая значимость проекта – в подготовке большого числа профессионально подготовленных психологов, психотерапевтов и психоаналитиков для помощи населению, способных работать в школах, детских садах, поликлиниках, психологических центрах.

Научная значимость проекта состоит в том, что адаптированы к российской действительности самые современные научные разработки психокоррекционной работы, базирующиеся на психоанализе и системной семейной психотерапии. Таким образом, отечественная психологическая наука пополняется и развивается за счет использования лучших зарубежных техник и практик.

Цели проекта: дать слушателям необходимый объем теоретических и практических знаний в области детского и подросткового психоанализа и системной семейной психотерапии. Для этого: ознакомить учащихся с основными методическими принципами психоанализа детей и подростков, помочь сориентироваться в многообразии используемых технических приемов. Предоставить обучающимся возможность для супервизирования собственной практики, изучения необходимой литературы, тренинговых занятий и упражнений. 

Аудитория, на которую рассчитан проект
Студенты и выпускники психологических и психоаналитических ВУЗов, психологи, психоаналитики, психотерапевты, работающие с детьми, подростками и семьями.

Программа курса специализации «Семейная, детская и подростковая психоаналитическая психотерапия»:     

Цели и задачи курса
Курс является продолжением обучения по программам ВЕИП или других психоаналитических и психологических учебных заведений.
Курс состоит из отдельных тематических блоков, каждый из которых опирается на предыдущий материал, расширяя и углубляя его.

В связи с тем, что ребенок, страдающий неврозом, является лишь звеном в патогенной ситуации семьи, 2-я часть курса ориентирована на работу с родителями и семьей в целом.

Рассматриваются  методики психодинамической работы с детьми, подростками  и различные виды консультационной работы с родителями, а также системный и психоаналитический подходы к семейной терапии.

Материал курса иллюстрируется клиническими примерами. Проводятся групповые супервизии и тренинги.

Слушатели имеют возможность регулярно супервизировать свою работу.

Структура и объем курса
Общий объем учебной программы составляет 144 учебных часа. Чередуются лекционные и семинарские занятия, тренинги, супервизии, разборы клинических случаев, видеоматериалы. Тексты работ для семинаров предоставляются. (М. Кляйн, С. Айзекс, М. Вульф,
С. Лебовичи, Б. Дипольд, А. Мэнхен, Артура Л. Розенбаум, С. Фрайберг).

По окончании курса учащиеся сдают экзамен и получают свидетельство о повышении квалификации государственного образца.

Содержание программы:
1. Детская и подростковая психоаналитическая терапия. Введение.  Сходства и отличия психоаналитической работы с детьми и со взрослыми.
1.1. Детский анализ М. Кляйн. Основные положения теории. Принципы игрового психоанализа. Сознательные и бессознательные фантазии, их значение в формировании психической жизни.
1.2. Специфика психоаналитической терапии детей .
1.2.1. Предварительное интервью. Сбор анамнеза. Мотивация на лечение.
1.2.2. Проблемы диагностики. Метод наблюдения. Проективные методики.
1.2.3. Заключение контракта. Особенности сеттинга. Терапевтический альянс.
1.2.4. Перенос и контрперенос. Виды контртрансферных чувств. Возможности их проработки
1.2.5. Родительский трансфер. Виды и формы внешнего сопротивления.                                                                          
1.2.6. Приемы и техники терапии. Метафорические истории.. Работа с разными возрастными группами.
1.2.7.Проблемный ребенок – звено в патогенной ситуации семьи. Консультирование родителей. Цели и задачи.
1.2.8. Усыновленный ребенок. Проблемы отношений.
1.3. Соблюдение этических норм при работе с детьми.

2. Семейное консультирование (системный и психоаналитический подход).
2.1. Определение семьи как биопсихосоциального целого. Жизненные циклы семьи.
2.2. Общая теория систем, психоанализ и теория коммуникации как основы семейной психотерапии. Концепции общей теории систем, используемые при анализе семейных проблем: цельность и несуммарность, обратная связь, гомеостаз, эквифинальность. Гипотеза «двойного захвата», ее губительное влияние на ребенка.
2.3. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Шесть концепций теории: дифференциация Я, триангуляция, эмоциональные процессы ядерной семьи, проективныепроцессы в семье, многопоколенная передача, эмоциональный разрыв, позиция сиблингов, социальная регрессия. Законы функционирования семейной системы.

3.Анализ стиля взаимодействий в семье.
3.1. Основы психоаналитической семейной терапии. Сходство и отличия от индивидуальной. Разделяемая фантазия. Семейные мифы.
3.2. Консультирование семейных пар. Психологические задачи брака.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su