Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Социальная адаптация и правила безопасного поведения» (образовательная программа для лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушения интеллекта))


Образовательная программа предмета «Социальная адаптация и правила безопасного поведения» составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами начального профессионального образования, с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников  из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида).

Актуальность программы обосновывается стабильным ростом количества детей, имеющих различные отклонения в развитии здоровья, особенно это касается граждан, проживающих в условиях Крайнего севера. Увеличиваются требования, предъявляемые работодателями к работнику и молодому специалисту не только профессионального, но и личностного характера. Подростки и молодые люди с ограниченными возможностями здоровья зачастую оказываются неконкурентоспособными на общем рынке труда.

Другой не менее важной проблемой для данной категории учащихся является трудоустройство выпускника с ограниченными возможностями, что в свое время неразделимо с его социальной адаптацией. Доказательством обозначенной проблемы являются результаты опроса руководителей предприятий города Ноябрьска в 2006 году. На одно из значимых мест они ставят хорошее здоровье работника и личностные качества. Только потом опрошенные респонденты выделяют критерии профессионализма.

Социальная значимость
Специализированное профессиональное образование предусматривает многоаспектное формирование личности (физическое, духовное, нравственное, профессиональное) как гражданина общества, а, следовательно, посредством получения профессионального образования личность проходит социальную адаптацию.

Научная значимость
Данная область в профессиональном образовании является достаточно не изученной. Несмотря на отклонения в развитии учащихся, применение специфических форм обучения и применения психотехнических методик расширяет представления о возможностях развития и социальной адаптации лиц данной категории, меняет установки и отношение самого общества к людям с проблемами в здоровье.

Программа предназначена для обучения лиц с ограниченными возможностями с нарушениями интеллекта.

Место проведения
Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, Государственное образовательное учреждение  среднего профессионального образования «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий».

Основная цель программы – интеграция в общество выпускника, имеющего ограниченные возможности здоровья посредством максимально возможной профессиональной и социальной адаптации каждого конкретного учащегося.

Задачи: формирование умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, формирование навыков ответственного поведения и мотивированного выбора.

Структура и содержание программы включает в себя:
- пояснительную записку,
- тематическое планирование,
- содержание предмета,
- перечень практических работ,
- перечень форм контроля, домашнего задания и самостоятельных работ,
- список литературы.

Содержание предмета состоит из введения и четырех разделов:

Введение. Раскрывается основное содержание предмета, цели и задачи учебной дисциплины, основные правила взаимодействия в группе, формируется позитивное отношение к данному предмету в целом.

Раздел 1. Общение и информация. Учебный материал данного раздела раскрывает особенности восприятия различных информационных каналов. Дает представление о качественных характеристиках различных сенсорных каналов в получении информации.

Раздел 2. Коммуникативное взаимодействие. В разделе рассматриваются формы коммуникативного взаимодействия, каналы приема и передачи информации, значение стереотипов в общении с людьми. Посредством психотехнических упражнений формируется представление о позициях в общении

Раздел 3. Конфликт. Учебный материал раскрывает понятие и структуру конфликта, его эмоциональное содержание. Рассматриваются стили поведения человека в конфликтной ситуации и способы его разрешения.

Раздел 4. Формирование нравственно-ценностных ориентиров. Раздел включает в себя рассмотрение нравственно-ценностных ориентиров в рамках межличностных взаимоотношений (дружба, любовь, семья). Рассматриваются понятия самоценности и достоинства в смысловой сфере через осознание подростком собственных особенностей и способностей.

Преподавание предмета осуществляется в форме лекций, практических занятий с использованием психологических тестов, самонаблюдения, рефлексии, проективных методик и психотехнических упражнений, метода  ролевой игры.

На изучение предмета отводится 36 часов, из них практических занятий – 16 часов, на самостоятельные работы отводится 4 часа.

По окончании курса проводится дифференцированный зачет.

Виды контроля
1. Текущий контроль (карточки-задания, тесты психотехнические упражнения).
2. Итоговый контроль (дифференцированный зачет с использованием тестового материала по аналогу проективных психологических тестов).
Например. Задание 1. Какие способы поведения бывают в конфликте? Что делает человек?

Заполните таблицу:

Таблица

Виды домашнего задания
1. Самонаблюдение.
2. Качественный анализ ситуации.
3. Выучить конспект.
4. Заполнение тематических таблиц.
5. Упражнения «Незаконченные предложения».
6. Письмо самому себе.
7. Анализ собственных особенностей.
8. Составление тематического рассказа.
9. Составление правил по определенной тематике взаимоотношений.

Средства обучения
1. Плакаты.
2. Индивидуальные карточки (ситуации).
3. Тесты.
4. Наглядные пособия
5. Тематические таблицы.
6. Материалы психотехнических упражнений

Структура занятия
1. Текущий контроль. Проверка усвоения предыдущего материала через психотехнические упражнения.
2. Подача новой учебной информации.
3. Запись конспекта с применением проективных методик.
4. Закрепление учебного материала через психотехнические упражнения.
5. Выставление оценок с обязательной рефлексией.
6. Домашнее задание.

Специфика подачи информационного материала
Весь учебный материал подается исходя из особенностей самих учащихся и их дефекта в развитии. Подача информационного материала строится с задействованием всех сенсорных структур восприятия: аудиального, кинестетического, визуального. Учащемуся проговаривается учебный материал. Затем в рисунках, схемах, таблицах, тезисах (зависит от самого информационного материала) делается запись на доске, учащиеся по аналогу конспектируют записи (многие испытывают трудности писать под диктовку). Поданная информация закрепляется в психотехнических упражнениях. Преподавателю (психологу) следует обращать внимание на модальность голоса, выделять ключевые слова, для учащихся данной категории важна мимика и пантомимика, «психологические ловушки» на стимулирование эмоции интереса.

Интерес к информации, формированию собственной значимости, развитию социального интеллекта большое значение имеет формулировка фраз, характер сложности подачи информации, использование терминов. Информационный материал подается с опорой на собственный опыт учащихся (примеры из их жизни), введение терминов необходимо с дополнительным разъяснением, приведением синонимумов, антонимумов, дополнительных слов-опор.

Материал конспекта, записанный на доске не должен стираться на протяжении всего урока, носит вспомогательную форму при выполнении психотехнических упражнений.

Форма контроля усвоенного материала проводится по аналогу психологических проективных тестов, учащимся разрешается пользоваться конспектом.

Результативность и выводы
Реализация программы по предмету «Социальная адаптация и правила безопасного поведения» для лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушения интеллекта) является одним из структурных звеньев психологического сопровождения на протяжении всего периода получения профессионального образования и имеет положительную динамику в развитии личности учащихся данной категории:
- Методика преподавания дает устойчивые навыки  и умения выбирать необходимую инфор-мацию, дифференцировать ее.
- Учащиеся дифференцируют свое эмоциональное состояние, вербализуют свои ощущения и дают качественную оценку своим действиям.
- Учащиеся высказывают свои собственные субъективные умозаключения и при этом начи-нают ориентироваться на избегание конфликтного поведения.
- Повышается самооценка учащихся, адекватность оценки собственных особенностей, увели-чиваются просьбы в поиске расширения возможностей их социальной реализации.
- Учащиеся к концу уже первого курса (2 года обучения) уверенно участвуют в мероприятиях Колледжа вместе с учащимися с охранным интеллектом обучающимся по общей программе.
- Все учащиеся успешно прошли производственную практику на производстве.
- 52% выпускников самостоятельно нашли работу и успешно трудоустроились.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su