«Психология дополнительного профессионального образования» (сборник программ для слушателей профессиональной переподготовки по психологии)
Сегодня психология является авангардной областью знаний. С каждым годом она привлекает к себе все большее внимание в обществе и вызывает интерес у людей разного социального положения и образования. Основы психологических знаний, психологическая грамотность в профессиональной деятельности и в повседневной жизни необходимы каждому современному человеку. Психологическая грамотность – это первое, начальное звено психологической культуры, которая характеризует культуру поведения, общения, культуру чувств, отношений, жизненные ценности и многое другое. Психология направлена на более глубокое понимание мира, эффективное осуществление своей профессиональной деятельности, успешное взаимодействие с другими людьми. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях – это наука не только познающая, но и созидающая человека, помогающая ему стать умнее, смелее, решительнее и мудрее. Поэтому психолог – необходимая фигура в любом цивилизованном обществе.
Предлагаемое издание является сборником программ учебных дисциплин для слушателей профессиональной переподготовки по психологии. Такая подготовка осуществляется для лиц с высшим образованием, включая студентов выпускных курсов всех специальностей, имеющих диплом бакалавра. Профессиональная переподготовка специалистов осуществляется в соответствии с «Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов», утвержденным приказом Министерством образования РФ и реализуется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям. Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности составляет 510 часов. По окончании курсов слушателям выдается государственный диплом о профессиональной переподготовке, дающий право работать психологом.
Контингентом слушателей являются, как правило, взрослые люди с наличными знаниями общегуманитарных дисциплин и сформированным мировоззрением. Известно, что обучение взрослых основано на принципе саморазвития, предполагающего самостоятельное постижение основ наук, расширение своего интеллектуального и компетентностного потенциала через самообучение. Обучающийся взрослый, как правило, стремится к самореализации, самостоятельности, к самоуправлению и осознает свою ведущую роль в процессе обучения. При профессиональной переподготовке как дополнительном образовании обучение проходит интенсивнее, чем в основном образовании, которое по своей природе намного более консервативно. Взрослые специалисты осознают обучение как один из основных этапов в достижении жизненных целей, поэтому новые знания и умения формируются осознанно, целенаправленно и более продуктивно. Глубже и всестороннее осознается значимость теоретических знаний для их практического использования, жизненный и профессиональный опыт является важнейшим ресурсом, позволяющим обучаться с большей производительностью.
В сборнике представлены программы по четырнадцати дисциплинам: Общая психология с практикумом; Психология развития, акмеология; Экспериментальная психология и психодиагностика; Организация психологической службы; Психология личности; Психологическое консультирование и психокоррекция; Психология семьи; Психология отклоняющегося поведения; Психология здоровья; Психология лидерства и делового общения; Психология способностей и профессиональной деятельности; Методика преподавания психологии; Правовые основы деятельности психолога; Специализированный тренинг и супервизии.
Все программы включены в учебный план профессиональной переподготовки по Психологии, реализуемой на базе Ставропольского государственного университета. Они являются необходимыми элементами сопровождения учебного процесса, раскрывающими содержание знаний, умений, навыков, мировоззренческих идей и общепрофессиональных компетенций.
Каждая из программ алгоритмизирована следующим образом: пояснительная записка, тематический план, содержание дисциплины, рекомендуемая литература и контрольные вопросы.
В пояснительной записке и в содержании программы находится ценная для слушателя информация, которую можно продуктивно использовать при подготовке и к экзаменам, и к зачетам, и в плане конкретных ориентиров для самообразования и расширения профессиональных компетенций. Тематический план содержит указание последовательности изучения разделов, тем и распределение времени на их изучение. Список рекомендуемой литературы состоит из основных и дополнительных источников и отражает современный уровень изучаемых в учебном курсе проблем, взгляды различных научных школ. Контрольные вопросы – это перечень вопросов к экзамену или зачету по дисциплине (в соответствии с учебным планом), которые включены в экзаменационные билеты и вынесены на собеседование при зачете.
В данном издании также представлены:
* Методические указания по подготовке и защите выпускной работы.
* Тематика выпускных работ.
* Вопросы к Государственной аттестации.
Представленный сборник программ служит надежным и удобным инструментом, как для слушателей, так и для преподавателей, профессиональной переподготовки по психологии, поскольку наглядно отражает содержание необходимых для усвоения базовых психологических знаний, предполагаемых реализуемой программой.
Программное содержание сборника таково, что в ходе профессиональной переподготовки помимо учебных – теоретических и практических задач решается ряд воспитательных, касаемых формирования необходимых специалисту общепрофессиональных, общенаучных и социально-личностных компетенций.
Результатами реализации программного содержания предлагаемого сборника явились 70 специалистов, успешно прошедших профессиональную переподготовку и получивших соответствующий диплом.