«Анимационная деятельность в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (коррекционно-развивающая программа)
Данная программа направлена на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Проблемной стороной таких детей является определенная замкнутость, отсутствие возможности более широкого общения со здоровым окружением, что накладывает отпечаток на уровень социализации детей, затрудняет их адаптацию в обществе.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет меньше социальных возможностей адаптации по сравнению с другими детьми. В то же время хорошо известно, что раннее начало помощи существенно влияет на весь ход социализации и оздоровления. Поэтому возникает необходимость в разработке и реализации специальных (коррекционных) социально-психологических программ для детей с ОВЗ.
Актуальность
Поиск эффективных форм коррекционного взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями является одним из актуальных направлений совершенствования их воспитания, адаптации и интеграции в социум.
Дополнительное образование на сегодняшний день, открывает все больше возможностей для таких детей и предлагает им большой спектр творческой деятельности. Специализация нашего Центра анимационного творчества «Перспектива» – искусство анимации. И именно с помощью анимации мы хотим помочь детям с ОВЗ справиться с проблемой социальной адаптации. Анимационная деятельность обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального материала для развития детей.
Создание мультфильма – сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств, и является инструментом для развития личности ребенка. Это универсальное средство художественного обучения и воспитания, так как возможности анимации позволяют открыть способности детей в самых разнообразных видах творчества.
Цель программы
Целью программы является создание условий для повышения уровня социальной адаптации у детей с ОВЗ через включение их в анимационную деятельность.
Задачи
Коррекционно-развивающие:
- Развивать качества необходимые для социальной адаптации в процессе создания анимационного фильма (развитие коммуникабельности, повышение самооценки).
- Стимулировать развитие потенциала личности ребенка через включение его в систему социального общения и коммуникации в процессе создания мультфильма.
- Снизить агрессивность, тревожность (с помощью арт-средств).
- Научить определять собственные эмоций, а также чувства других людей.
- Способствовать развитию образного мышления, потребностей и интереса обучающихся к разнообразной анимационной деятельности, различным видам искусств. Так же способствовать развитию интеллекта, воображения, фантазии, эмоций.
- Научить работать в коллективе и индивидуально.
- Совершенствовать творческие способности.
- Развитие позитивной самооценки.
Воспитательные:
- Подготовить воспитанного, грамотного и доброго зрителя.
- Познакомить с положительными образцами поведения со сверстниками через просмотр фильмов.
При построении курса использовались следующие психолого-педагогические методы:
- метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, свобода творчества);
- арт-терапевтические методы (лепка, рисование, работа с песком, коллаж);
- активные методы (обсуждение в группах, парах);
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, воображения, эмоций, общения, самооценки и взаимооценки, такие как рисование, лепка, работа с сыпучими материалами, игра, диалог и т.д.).
Адресность: образовательный процесс в основном предназначен для детей с ОВЗ 5 – 12 лет. Группы формируются по возрастам.
Продолжительность - программа рассчитана на 1 год. Занятия групповые (7-9 человек). Объем программы –72 часа (1 раз в неделю по 2 учебных часа).
В ходе реализации программы возможна корректировка часов выполнения, это зависит от индивидуальных интеллектуальных способностей и особенностей детей в группе и характера отклонений.
Данная программа может быть модифицирована для работы с другими категориями детей:
- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации,
- социально запущенными и неблагополучными детьми,
- дети, находящиеся на длительном лечении,
- дети детских домов.
Контроль социально–педагогических успехов осуществляется с помощью диагностики, наблюдения и опроса родителей.
Планируемый результат
Повышение уровня социальной адаптации посредством анимационной деятельности, развитие интереса к различным видам творческой деятельности, приобретение коммуникативных навыков, навыков работы с различными материалами, развитие креативности детей и формирование у них коллективизма.
Помимо основного коррекционно-развивающего результата по программе, есть итоговый продукт – это анимационный фильм, который в дальнейшем участвует в различных конкурсах и фестивалях, вовлекая авторов фильмов в ситуацию успеха, что так же способствует социальной адаптации.
Мультфильм "Доброта"
Мультфильм "Осень"
Мультфильм "Паучок"
"С Новым Годом!"
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте