Номинация «Психологический инструмент года»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Анимационная деятельность в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (коррекционно-развивающая программа)

Автор:

Организация: Центр анимационного творчества "Перспектива"

Данная программа направлена на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Проблемной стороной таких детей является определенная замкнутость, отсутствие возможности более широкого общения со здоровым окружением, что накладывает отпечаток на уровень социализации детей, затрудняет их адаптацию в обществе. 

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет меньше социальных возможностей адаптации по сравнению с другими детьми. В то же время хорошо известно, что раннее начало помощи существенно влияет на весь ход социализации и оздоровления. Поэтому возникает необходимость в разработке и реализации специальных (коррекционных) социально-психологических программ для детей с ОВЗ.

Актуальность

Поиск эффективных форм коррекционного взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями является одним из актуальных направлений совершенствования их воспитания, адаптации и интеграции в социум. 

Дополнительное образование на сегодняшний день, открывает все больше возможностей для таких детей и предлагает им большой спектр творческой деятельности. Специализация нашего Центра анимационного творчества «Перспектива» – искусство анимации. И именно с помощью анимации мы хотим помочь детям с ОВЗ справиться с проблемой социальной адаптации. Анимационная деятельность обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального материала для развития детей. 

Создание мультфильма – сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств, и является инструментом для развития личности ребенка. Это универсальное средство художественного обучения и воспитания, так как возможности анимации позволяют открыть способности детей в самых разнообразных видах творчества.

Цель программы

Целью программы является создание условий для повышения уровня социальной адаптации у детей с ОВЗ через включение их в анимационную деятельность.

Задачи

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать качества необходимые для социальной адаптации в процессе создания анимационного фильма (развитие коммуникабельности, повышение самооценки).
  2. Стимулировать развитие потенциала личности ребенка через включение его в систему социального общения и коммуникации в процессе создания мультфильма.
  3. Снизить агрессивность, тревожность (с помощью арт-средств).
  4. Научить определять собственные эмоций, а также чувства других людей.
  5. Способствовать развитию образного мышления, потребностей и интереса обучающихся к разнообразной анимационной деятельности, различным видам искусств. Так же способствовать развитию интеллекта, воображения, фантазии, эмоций.
  6. Научить работать в коллективе и индивидуально.
  7. Совершенствовать творческие способности. 
  8. Развитие позитивной самооценки.

Воспитательные:

  1. Подготовить воспитанного, грамотного и доброго зрителя. 
  2. Познакомить с положительными образцами поведения со сверстниками через просмотр фильмов.

При построении курса использовались следующие психолого-педагогические методы

  • метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, свобода творчества);
  • арт-терапевтические методы (лепка, рисование, работа с песком, коллаж);
  • активные методы (обсуждение в группах, парах);
  • методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, воображения, эмоций, общения, самооценки и взаимооценки, такие как рисование, лепка, работа с сыпучими материалами, игра, диалог и т.д.).

Адресность: образовательный процесс в основном предназначен для детей с ОВЗ 5 – 12 лет. Группы формируются по возрастам. 

Продолжительность - программа рассчитана на 1 год. Занятия групповые (7-9 человек). Объем программы –72 часа (1 раз в неделю по 2 учебных часа). 

В ходе реализации программы возможна корректировка часов выполнения, это зависит от индивидуальных интеллектуальных способностей и особенностей детей в группе и характера отклонений.

Данная программа может быть модифицирована для работы с другими категориями детей:

  • дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, 
  • социально запущенными и неблагополучными детьми,
  • дети, находящиеся на длительном лечении,
  • дети детских домов.

Контроль социально–педагогических успехов осуществляется с помощью диагностики, наблюдения и опроса родителей.

Планируемый результат

Повышение уровня социальной адаптации посредством анимационной деятельности, развитие интереса к различным видам творческой деятельности, приобретение коммуникативных навыков, навыков работы с различными материалами, развитие  креативности детей и формирование у них коллективизма.

Помимо основного коррекционно-развивающего результата по программе, есть итоговый продукт – это анимационный фильм, который в дальнейшем участвует в различных конкурсах и фестивалях, вовлекая авторов фильмов в ситуацию успеха, что так же способствует социальной адаптации.

Мультфильм "Доброта"

 

Мультфильм "Осень"

 

Мультфильм "Паучок"

"С Новым Годом!"

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе