Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Личность в психоанализе. Психодинамические (психоаналитические) теории личности» (учебное пособие)


Научная или практическая значимость: работ по психоанализу достаточно много, существует обширная литература по проблеме личности в психоанализе. Издаются работы основоположника этого направления З.Фрейда, неофрейдистов (К.Г.Юнг, А.Адлер, К.Хорни, Г.Салливан, Э.Фромм, А.Фрейд и др.). На русском языке изданы учебники по психологии  К.Холла и Г.Линдсея, С.Мадди, Л.Первина и О.Джона, Л.Хьелла и  Д.Зиглера.

Однако в этом есть и определенная проблема: трудно освоить несколько десятков томов специалистов по психоанализу. Более того, значительная часть этих работ опубликована на иностранных языках. В одном учебнике есть такие сведения, которые отсутствуют в другом, а в другом есть то, что отсутствует в третьем и т.д. Сведения о личности в психоанализе представлены во многих изданиях.

Автор поставил задачу описать в одном учебном пособии основные положения  и работы о личности наиболее видных представителей психодинамического направления, анализ современного, в том числе экспериментального, обоснования психоанализа. В учебном пособии представлены позиции и взгляды тех психоаналитиков, кто внес существенный вклад в развитие психоанализа. Описать же работы всех представителей психоанализа в одном учебном пособии не представляется возможным.

В пособии представлены термины так, как они даются в цитируемых произведениях. Понятия Ид, (ид), (Id), Оно; эго, Я,   Ego, (ego); Сверх-Я, Супер-Эго, суперэго, (SuperEgo, superego) являются идентичными.

В учебном пособии автор сделал попытку плюралистической подачи материала  об одной из  важнейших  гранд-теорий и парадигме современной теории личности.

Основное содержание работы (или ее этапы):
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика личности  и теории  личности  в  зарубежной психологии ……………………………………………4
1.1.Общее представление о личности в зарубежной психологии……..4
1.2. Понятие теории личности в зарубежной психологии……………..8

Глава 2. Структура, динамика и развитие личности по
З.Фрейду (1856-1939)………………………………………………………...25
2.1. Общая характеристика концепции З.Фрейда……………………..25
2.2. Структура личности………………………………………………...27
2.3. Динамика личности…………………………………………………29
2.4. Развитие личности…………………………………………………..34
2.5.Психопатология……………………………………………………...47
2.6. Основные положения Фрейда относительно природы человека...50

Глава 3. Структура, динамика и развитие личности
по  К.Юнгу, А.Адлеру, К.Хорни, Г.Салливану, Э.Фромму,
Э.Эриксону, Э.Берну    ……………………………………………………...57
3.1. Структура, динамика и развитие личности по
 К.Юнгу (1875-1961)…………………………………………………….57
3.2.Теория личности А.Адлера (1870-1937)…………………………...68
3.3.Теория личности К. Хорни (1885-1952)……………………………88
3.4. Теория личности по Г.Салливану (1892-1949)……………………94
3.5. Теория личности по Э.Фромму (1900 - 1980)……………………100
3.6. Эго-теория личности Э.Эриксона (1902-1994)…………………..108
3.7. Теория личности по Э.Берну (1910-1970)………………………..138

Глава 4. Теории личности неофрейдистов……………...………....151
4.1.Развитие личности по Ф.Гринейкр………………………………..151
4.2.Развитие личности по Н.Фоудору………………………………...152
4.3.Развитие личности по О.Ранку…………………………………....156
4.4.Развитие личности по Г.Блюму…………………………………...160
4.5.Развитие личности по О.Фенихелю………………………………186
4.6. Развитие личности по Ш. Ференци………………………………198
4.7. Развитие личности по Р.Стерба…………………………………..198
4.8. Развитие личности по М.Клейн…………………………………..200
4.9. Развитие личности по К.Томпсон………………………………...201
4.10. Развитие личности по А.Фрейд…………………………………204
4.11.Развитие личности по З.Бернфельду и Ф.Виттелc……………...211
4.12. Развитие личности по К.Абрахам, Е.Джонсу и Э.Гловеру……212
4.13. Развитие личности по А.Кардинеру…………………………….217
4.14. Развитие личности по Ф. Александеру…………………………218

Глава 5. Новейшие направления в рамках психоаналитической теории…………………………………………………………………220
5.1. Новый социальный и культурный контекст жизни……………..220
5.2. Экспериментальное изучение вытеснения………………………220
5.3.Неосознаваемый конфликт: метод подпороговой
психодинамической активации……………………………………….225
5.4. Современный статус понятия бессознательного………………..231
5.5. Эмпирические доказательства влияния порядка рождения
(по Адлеру)……………………………………………………………..233
5.6.Теория объективных отношений. Нарциссизм и
нарциссическая личность……………………………………………...238
5.7.Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной
теории Эриксона………………………………………………………..245

Заключение…………………………………………………………….251

Литература……………….…………………………………………….253

Результаты, выводы:
Ключевыми для психоаналитической теории личности являются две понятийные структурные схемы. Первая связана с уровнями сознания – бессознательное, предсознательное и сознательное. Вторая  имеет  отношение к различным аспектам функционирования человека, выраженным в понятиях Оно, или ид (Id), или Эго (Ego), и Сверх-Я, или супер-эго (Super-Ego) и направляемым,  соответственно влечениями, ориентацией на реальность и ориентацией на моральные ценности. Многие психологи считают, что на человека могут воздействовать стимулы, которые им не осознаются.

В теории психоанализа человек рассматривается как энергетическая система, а источник энергии помещается в инстинктах жизни и смерти или в сексуальных и агрессивных инстинктах.

Центральными для описания динамики психологического функционирования являются понятия тревоги и защитных механизмов, Тревога является болезненным переживанием, которое действует как сигнал-предупреждение о надвигающейся опасности. Защитные механизмы представляют собой способы искажения реальности и удаления чувств из сознания, чтобы человек не ощущал тревогу. Здесь очень важно вытеснение, при котором чувства или мысли удаляются из сознания.

Согласно психоаналитической теории человек проходит через определенные стадии развития. Развитие влечений связано с изменением чувствительности различных частей тела (эрогенных зон) и выражается в понятиях оральной, анальной и фаллической стадий. На последней стадии формируется эдипов комплекс, являющийся важным психологическим феноменом в развитии человека.

Психоанализ подчеркивает важную роль раннего опыта, особенно в первые пять лет жизни, для последующего развития личности. Степень влияния событий, происходивших в прошлом, зависит от их интенсивности, а также от того, закрепляют ли последующие события то, что уже сформировалось к этому времени, или резко меняют направление развития личности.

Каждая из описанных теорий личности претендует на оригинальность и если критикует другие, то все равно остается в рамках психодинамических (психоаналитических) теорий личности, и на наш взгляд,  не отвергает другие, наоборот, дополняет и расширяет сферы применения психоанализа на практике. По нашему мнению, здесь действует принцип перебора теоретических подходов, исключения не подходящих для конкретной личности, подбора той концепции, которая принесет максимальную пользу для личности. Возможен и принцип дополнительности, когда на практике используется не один, а два-три, а то и несколько  описанных теоретических подходов для решения психосоматических проблем личности (принцип мозаики).    Важно учитывать, что в основе взаимодействия психотерапевт-клиент первичен именно клиент, а метод (методы) вторичны. В основе такого взаимодействия главный субъект – это личность и для этой личности идет подбор необходимых теоретических концепций с широким спектром терапевтического применения.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su