«Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского лагеря» (методические рекомендации)
с. Дефановка, Туапсинский район, Краснодарский край
Инклюзия в среде детского лагеря является еще педагогической инновацией, несмотря на важность социокультурной реабилитации и самореализации лиц с ОВЗ. Пространство детского лагеря является значимым сегментом для решения этой задачи, т.к. обладает эксклюзивным ресурсом рекреационных возможностей в сочетании с педагогически выверенной системой дополнительного образования.
Участниками инклюзивной смены «Импульс Творчества» в ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» (26.04-17.05.2018г) стали 29 обучающихся 9-17 лет с нарушениями зрения (слабовидящие и тотально слепые) из разных регионов РФ - финалисты VIII Международного благотворительного фестиваля «Белая трость» по итогам 2017 г. Пребывание в экологически благоприятной среде совместно со здоровыми сверстниками, расширение познаний об окружающем мире посредством знакомства с его характеристиками разной модальности с опорой на сохранные анализаторы, пробы себя в различных творческо-прикладных и оздоровительных видах деятельности стали условиями и инструментами самореализации детей с ОВЗ. Такая организационная форма позволила создать ситуацию общения обучающихся с ОВЗ и обычных сверстников, где весомую роль заняла система психолого-педагогического сопровождения.
В организационном этапе психологами решалась задача развития навыков пространственной ориентации и сенсорной сферы (восприятия) детей с ОВЗ. Для этого были проведены занятия «Я и мир вокруг меня» (цель - расширение способов познания себя и окружающего мира с опорой на рабочие анализаторы посредством использования сенсорного оборудования: сенсорные тропинки, набор массажных мячей различного диаметра, кресла для релаксации «Шар») и «Я в моём отряде» (цель - создание условий для активизации тактильно-чувственного восприятия с использованием природных и неприродных материалов).
Задачей основного этапа стали развитие мелкой и крупной моторики, развитие или реабилитация эмоциональной сферы, проведение совместных занятий для зрячих, слабовидящих и слепых подростков. Были проведены занятия: «Разговор руками» (цель - создание условий для тактильного взаимодействия между всеми подростками), «Волшебная одиссея» (цель - стимулирование поисково-исследовательской активности через знакомство с рекреационными возможностями территории детского лагеря) и «Сад чувств» (цель - создание условий для получения опыта участия в занятии с элементами релаксации и визуализации).
Педагогами-психологами в начале и конце смены дважды проводилось анкетирование для выявления отношения к пребыванию детей в «Орленке», в течение всей смены - консультации и наблюдения, оказывалась необходимая помощь и поддержка.
Результатом для детей с ОВЗ стали: оздоровление, смена обстановки, получение нового опыта в творческо-прикладных видах деятельности, расширение круга общения, в том числе с люди с подобными заболеваниями - это дало возможность почувствовать, что ребенок не одинок в своей проблеме.
Опыт данной смены оценен Министерством просвещения РФ как успешный и рекомендован к дальнейшему проведению в 2019 году.
Ролик «Орлёнок-ТВ» о работе с детьми ОВЗ в рамках смены «Импульс творчества»
Фильм «Орлёнок-ТВ» о проведённой инклюзивной смене «Импульс творчества»
12.03.2024 22:08:30Лукьянова Ольга ВячеславовнаРазвития навыков пространственной ориентации и сенсорной сферы (восприятия) детей с ОВЗ-отличная тема для
12.03.2024 22:08:30Шляпцева Ирина ГеннадьевнаЗамечательный проект! Прекрасно обобщен уникальный опыт, который может быть применен в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ не только в условиях детского лагеря. Спасибо! Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:30Дорошенко Роман ИгоревичРаботя тренером психологом в strider school Vladivostok, с детьми ОВЗ, всегда занятия проходят индивидуально. Но я прошу всегда задержаться после занятия, что бы ребенок посмотрел на выполнение тех же упражнений групой детей у которых нет отклонения. Такая практика показывает, что дети ОВЗ воспринимают увиденное так же как и любой другой без отклонений ребенок, стараясь научиться делать упражнения так же. Предполагаю создать группу детей овз, что бы развивать межличностную коммуникацию на.базе физических упражнений,что позволит развивать психику в соответсвии с биочасами развития.
12.03.2024 22:08:30Матохина Анна АлексеевнаРаботая в педагогическом университете и сотрудничая с педагогами-дефектологами и социальными работниками, знаю сколько трудностей порой бывает у детей с ОВЗ при адаптации в обществе. Подобные проекты - важный элемент в обеспечении, создании необходимых условий для взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ, их совместной самореализации и творческого развития.
12.03.2024 22:08:30Молокова Марина ЮрьевнаСогласна с тем, что пространство детского лагеря обладает эксклюзивным ресурсом рекреационных возможностей в сочетании с педагогически выверенной системой дополнительного образования, для поставленных перед проектом задач.
Опыт проекта не зря далее рекомендован к дальнейшему проведению.
Его результаты еще не раз подтвердятся.
12.03.2024 22:08:30Никитина Светлана ВалерьевнаВ данный момент программы адаптации жизненных условий для всех людей является и государственным, но и личным приоритетом. Коллегам благодарность за то, что они так же небезразличны к этой теме. Адаптировать детей в условиях обычной жизни (работы и отдыха) крайне необходимо
12.03.2024 22:08:30Телешева Ольга ЮрьевнаТакой опыт необходим практикам. В детские лагеря приезжают дети с ограниченным возможностями - как их адаптировать во временном детском коллективе? как сделать их отдых интересным и насыщенным? и при этом дать обыкновенным детям опыт общения с такими ребятами? К сожалению, об этом мало говорят и пишут. Спасибо.
12.03.2024 22:08:30Филатов Александр АлександровичСамая светлая цель
Помощь Нуждающимся. Помощь Детям.
Работой в данном направлении следует гордиться и следует поддерживать на всех возможных уровнях.
12.03.2024 22:08:30Бездольная Екатерина ВладимировнаПонравилась программа и методы работы коллег. Поддерживаю их и желаю дальнейшего развития и новых проектов!
12.03.2024 22:08:30Бурулёва Олеся ЛеонидовнаНа мой взгляд это лучший проект из всех представленных , потому в наше время очень много детей с ограниченными возможностями, которые не могут развиваться . А этот проект поможет им поехать в лагерь , найти новых друзей, проявить свои способности и навыки
12.03.2024 22:08:30Гасуха Татьяна ИгоревнаИнклюзия в среде детского лагеря является педагогической инновацией
12.03.2024 22:08:30Фрольцова Александра АнатольевнаАктуальность проекта, необходимость комфортной социальной адаптации и принятии детей с ОВЗ здоровыми детьми
12.03.2024 22:08:30Самойленко Тамара ВитальевнаАктуальность темы, высокий результат, "Опыт данной смены оценен Министерством просвещения РФ как успешный и рекомендован к дальнейшему проведению в 2019 году."
12.03.2024 22:08:30Шатрова Дарья СергеевнаХорошо, когда научная деятельность имеет направление для детей с ограниченными возможностями. Этот проект, я думаю очень важен в подготовке професионалов. Спасибо, что есть такие проекты
12.03.2024 22:08:30Кошмелюк Ирина Коллеги представили проработанный и систематизированный материал
12.03.2024 22:08:30Небольсина Маргарита НиколаевнаБольшая благодарность за благородный труд! И важно, что выпустили наконец то печатное издание
12.03.2024 22:08:30Корягина Нина АлександровнаЛично знакома с методикой организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях лагеря. Эффективна, интересна, дети в восторге, родители благодарны за чуткость, внимание и развитие.
12.03.2024 22:08:30Среда детского лагеря для детей с ОВЗ, важна для социализации, реабилитации.
12.03.2024 22:08:30Братчина Евгения ВасильевнаДанный проект помогает решать проблемы интеграции в современном обществе детей с ограниченными возможностями. Расширение их круга общения.
12.03.2024 22:08:30Верстова Марина ВикторовнаОчень важный и интересный проект, ценный материал для работы с детьми в условиях детского лагеря)
12.03.2024 22:08:30Бутузов Павел АндреевичМы работаем с подобными проблемами, потому поддержать актуально
12.03.2024 22:08:30Корепанова Елена ВасильевнаДети с ограниченными возможностями могут активно принимать участие в образовательном процессе детского центра. Очень важно знать, как взаимодействовать с ними.
12.03.2024 22:08:30Мороз Полина Актуальная, но малопроработанная тема!
12.03.2024 22:08:30Пермякова Анна АндреевнаРазработанный материал, на мой взгляд, является очень ценным: представлен полный "педагогический пакет" по сопровождению детей с ограниченными возможностями в условиях детского лагеря.
12.03.2024 22:08:30Кадыкова Мария АлександровнаИнтересная актуальная тема. Мало кто работает в области сопровождения детей на отдыхе. Поддерживаю коллег в их творческом поиске! Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:30Щанкин Павел Сейчас как раз занимаюсь разработкой и продвижением курсов для ДПО «Инклюзивное образование по ФГОС» для обучения учителей, воспитателей общеобразовательных и специальных учреждений (классов, групп) по направлению «Инклюзивное образование», в данная работа дала много интересной и полезной информации,
12.03.2024 22:08:29Ханджян Анна ВикторовнаОчень позновательный проэкт, заслуживает особого внимания !
12.03.2024 22:08:29Шляхтина Ирина СергеевнаВажны, педагогические рекомендации по инклюзии детей с овз, поскольку это новое направление и в нем не достаточно рекомендаций и наработок.
12.03.2024 22:08:29Власова Таисия АлександровнаПсихологическая деятельность с детьми ОВЗ актуальна и важна. К сожалению, это касается не только лагерей, но и в целом образовательных, медицинских учреждений, где требуется внимание, понимание и эмпатийное отношение к людям данной категории здоровья. Написание, разработка программы составляет обширные объёмы информации, времени и затрат личных ресурсов специалистов. Также данная тематика программы специфична в её реализации. Я поддерживаю данный проект за идею и профессиональный подход психологов.
12.03.2024 22:08:29Багапова Лилия Дамировнапрограмма с отличными практическими техниками работы с детьми!
12.03.2024 22:08:29Бабина Юлия НиколаевнаКоллеги делают важное, значимое, нужное дело. Всегда есть чему поучиться у них, увидеть в новом ракурсе работу с "особыми" детьми Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:29Лобанова Виктория ВячеславовнаТакой проект заслуживает победы, так как является важным для детей с ОВЗ
12.03.2024 22:08:29Иванова Алена Замечательно, что авторам удалось обобщить свой многолетний опыт практической работы с детьми
12.03.2024 22:08:29Гришина Наталья ПетровнаАктуальное, но мало изученное направление работы педагогов-психологов. Можно применить не только к детским лагерям, но и к социально-реабилитационным центрам временного пребывания детей (21 день), организация пребывания в которых схожа с детскими лагерями. Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:29Пашук Ольга СергеевнаОчень актуальный проект!!! О таких идеях должны знать!
12.03.2024 22:08:29Кочеткова Ольга АркадьевнаРабота с детьми ОВЗ в системе летнего отдыха практически не описана.Спасибо авторам за раскрытие актуальной темы.
12.03.2024 22:08:29Касаткина Валерия НиколаевнаОчень много полезной информации для работы детьми ОВЗ! Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:29Вавилова Лариса ВитальевнаВажная и своевременная методика, позволяющая сделать еще ближе совместный отдых и занятия здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, помочь последним адаптироваться к обычной жизни в социуме и приобщиться к культурным, духовно-нравственным ценностям и здоровому образу жизни, помочь им приобрести новые навыки и умения, сделать их более самостоятельными.
12.03.2024 22:08:29CТЕПАНОВА ИНЕССА Тема важная и нужная! Методы работы, вернее, общения, что более ценно для таких детй, изложены в наглядной видеоформе. Пользуйтесь.
12.03.2024 22:08:29Ярова Алиса АнисовнаОчень интересно! Обязательно, учту в своей работе)
12.03.2024 22:08:29Сакович Наталья АлександровнаСчитаю этот материал очень полезным для специалистов работающих с детьми. Специалисты, которые делятся своим опытом в этом сборнике уникальны в своем опыте. Практикам крайне не хватает материалов подобного типа для реализации сопровождения детей с ограниченными возможностями в лагере. Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:29Дмитриева Виолетта СергеевнаТакой проект заслуживает победы, так как является очень актуальным и важным для детей с ограниченными возможностями здоровья.
12.03.2024 22:08:29Суховей Алина АлександровнаЭто очень актуальная тема! Для детей с ОВЗ должно создаваться пространство для комфортного прибывания не только в образовательной организации, но и в детском лагере. Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:29Секретова Людмила СергеевнаОчень интересные и необходимые для работы в лагере методические рекомендации. Спасибо Вам за ваш труд!
12.03.2024 22:08:29Беликова Дарья ОлеговнаИнтересная и актуальная работа. При таком комплексном подходе в результатах нет сомнений.
12.03.2024 22:08:29Чепелева Лада МеталловнаАктуально! Отсутствие проектов по сопровождению детей - инвалидов и детей с ОВЗ в условиях детского лагеря!!!
Профессиональный состав исполнителей.
12.03.2024 22:08:29Моисеенко Анастасия АлексеевнаИнтересный и полезный проект. Очень понравилось, что проведение проекта позволяет детям с ОВЗ активнее участвовать в общественной жизни и взаимодействии с «обычными» сверстниками - он может быть реализован не только на базе «Орлёнка», но и в других детских лагерях. Спасибо за полезные методические рекомендации по данному вопросу!
12.03.2024 22:08:29Новикова Светлана СергеевнаМетодическиесли рекомендации имеют прикладной характер и многолетний опыт Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:29Локова Наталья МихайловнаЯ сама часто работаю в лагерях и знаю, насколько это полезно для детей, какие эмоции это оставляет. Хочется, чтобы и у особенных детей была такая возможность.
12.03.2024 22:08:29Байдарик Елена ВикторовнаПроект актуален. Дети с ОВЗ не только получили оздоровление, смену обстановки, но и новый опыт в творческой деятельности, расширили круг общения, почувствоаали себя нужными.
12.03.2024 22:08:29Васильковская Надежда ИгоревнаПрактикооринтированные формы работы, позволяющие детям расширить сенсорную сферу, активно применялись в деятельности по реализации инклюзивный смены.
12.03.2024 22:08:29Ермакова Любовь ЛеонидовнаСчитаю, что данный проект наиболее оптимальный и актуальный
12.03.2024 22:08:29Столярова Василиса ВасильевнаСчитаю тему проекта актуальной и перспективной для современного общества
12.03.2024 22:08:29Овчинникова Евгения СергеевнаДетям с ОВЗ очень важно дать возможность полноценно
и комфортно отдыхать в детском лагере. Нужный проект
12.03.2024 22:08:29Сергеев (Счастливый) Виктор МихайловичНужный проект!!!
Детки с инвалидностью включены в процессы детского лагеря, где много здоровых детей, которые благодаря контакту получают ценность здоровья!))
12.03.2024 22:08:29Крейнерт Екатерина СергеевнаОчень важный проект сопровождения детей с ограниченными возможностями
12.03.2024 22:08:29Коршунова Светлана ГеннадьевнаРаботаю в детском лагере, переодически сама сталкиваюсь с данной проблемой,считаю,что подобное сопровождение является важным и необходимым, поможет в моей работе
12.03.2024 22:08:29Гавриленко Светлана НиколаевнаПроект является актуальным и может быть востребован не только в детском лагере,но и в любом детском учреждении.Проект поможет педагогам в работе с детьми с ограниченными возможностями
12.03.2024 22:08:29Радужная Елена ЕвгеньевнаНеобычный, однако весьма успешный опыт для временного коллектива - как детского, так и взрослого. Приятно, что в "Орленке"! Удачи!
12.03.2024 22:08:29Писарева Елена ЮрьевнаПроект актуален в современном мире. Очень мало педагогов понимают особенности инклюзии. Этот процесс важен для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно и могли развиваться.
12.03.2024 22:08:29Снежкова Марина СтаниславовнаСпасибо авторам, что выложили рекомендации полностью, и можно их применить в работе!
12.03.2024 22:08:29Супругов Владимир НиколаевичХорошие рекомендации. Применял их на практике с подростками находящимися в условиях слепоты и частичной потери зрения. Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:29Маслова Надежда Отдых детей крайне важен, а детей с ОВЗ в особенности! Поддерживаю! Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:29Усова Галина СергеевнаВыложены рекомендации полностью - это нужный материл
12.03.2024 22:08:29Пурецкая Надежда СергеевнаОтличное понимание проблем детей с ОВЗ, хорошо продуманная программа поддержки детей в коллективе сверстников,оригинальные подходы,продуманная система получения обратной связи,подробные конспекты увлекательных занятий. Методические рекомендации могут быть полезны как новичку,так и человеку,который ищет новые подходы в работе с детьми с ОВЗ. Благодарна за кропотливый труд и интересные находки!!!!
12.03.2024 22:08:29Зарипова Альбина АльфиртовнаПроект очень важный и информативный. В этом направлении надо работать, но мало где информируют как. Эта работа дает конкретные ответы на вопросы. И более того демонстрирует свой опыт
12.03.2024 22:08:29Рогова Юлия ИвановнаПолезный проект. В детский лагерь приезжают разные дети, и очень важно грамотно и мудро позаботится о всех.
Специалисты проекта - профессионалы с многолетним опытом работы своего направления.
Уважениеи к вам и успехов!!!
12.03.2024 22:08:29Ачох Злата ЮрьевнаОчень важная и нужная работа, не смотря на её сложность. Вы молодцы!!! Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:29Лещинский Андрей Орленок отличная площадка для изменения и развития. Отлично что есть там и такие проекты.
12.03.2024 22:08:29Тихоненков Николай ИвановичИнклюзия в среде детского лагеря является еще педагогической инновацией, несмотря на то, что о важности социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) идет речь во всех сферах общественной жизни.
Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»
199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».