Номинация «Психологический инструмент года»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского лагеря» (методические рекомендации)

Авторы:

Организация: ФГБОУ ВДЦ "Орленок"

Инклюзия в среде детского лагеря является еще педагогической инновацией, несмотря на важность социокультурной реабилитации и самореализации лиц с ОВЗ. Пространство детского лагеря является значимым сегментом для решения этой задачи, т.к. обладает эксклюзивным ресурсом рекреационных возможностей в сочетании с педагогически выверенной системой дополнительного образования.

Участниками инклюзивной смены «Импульс Творчества» в ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» (26.04-17.05.2018г) стали 29 обучающихся 9-17 лет с нарушениями зрения (слабовидящие и тотально слепые) из разных регионов РФ - финалисты VIII Международного благотворительного фестиваля «Белая трость» по итогам 2017 г. Пребывание в экологически благоприятной среде совместно со здоровыми сверстниками, расширение познаний об окружающем мире посредством знакомства с его характеристиками разной модальности с опорой на сохранные анализаторы, пробы себя в различных творческо-прикладных и оздоровительных видах деятельности стали условиями и инструментами самореализации детей с ОВЗ. Такая организационная форма позволила создать ситуацию общения обучающихся с ОВЗ и обычных сверстников, где весомую роль заняла система психолого-педагогического сопровождения.

В организационном этапе психологами решалась задача развития навыков пространственной ориентации и сенсорной сферы (восприятия) детей с ОВЗ. Для этого были проведены занятия «Я и мир вокруг меня» (цель - расширение способов познания себя и окружающего мира с опорой на рабочие анализаторы посредством использования сенсорного оборудования: сенсорные тропинки, набор массажных мячей различного диаметра, кресла для релаксации «Шар») и «Я в моём отряде» (цель - создание условий для активизации тактильно-чувственного восприятия с использованием природных и неприродных материалов).

Задачей основного этапа стали развитие мелкой и крупной моторики, развитие или реабилитация эмоциональной сферы, проведение совместных занятий для зрячих, слабовидящих и слепых подростков. Были проведены занятия: «Разговор руками» (цель - создание условий для тактильного взаимодействия между всеми подростками), «Волшебная одиссея» (цель - стимулирование поисково-исследовательской активности через знакомство с рекреационными возможностями территории детского лагеря) и «Сад чувств» (цель - создание условий для получения опыта участия в занятии с элементами релаксации и визуализации).

Педагогами-психологами в начале и конце смены дважды проводилось анкетирование для выявления отношения к пребыванию детей в «Орленке», в течение всей смены - консультации и наблюдения, оказывалась необходимая помощь и поддержка.

Результатом для детей с ОВЗ стали: оздоровление, смена обстановки, получение нового опыта в творческо-прикладных видах деятельности, расширение круга общения, в том числе с люди с подобными заболеваниями - это дало возможность почувствовать, что ребенок не одинок в своей проблеме.

Опыт данной смены оценен Министерством просвещения РФ как успешный и рекомендован к дальнейшему проведению в 2019 году.

Ролик «Орлёнок-ТВ» о работе с детьми ОВЗ в рамках смены «Импульс творчества»

Фильм «Орлёнок-ТВ» о проведённой инклюзивной смене «Импульс творчества»

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе