«Растём вместе» (социально-психологический проект по профилактике жестокого обращения с детьми дошкольного возраста)
Актуальность проекта
Проект «Растем вместе» включает в себя систему мероприятий, направленных на профилактику жестокого обращения с детьми дошкольного возраста со стороны родителей, оказание методической поддержки молодым педагогам в дошкольных образовательных учреждениях в эффективном разрешении проблем деструктивного поведения значимых взрослых. Для студентов участие в данном проекте позволит приобрести практические навыки работы в системе дошкольного образования.
Противодействие жестокому обращению с детьми – одно из стратегических направлений государственной политики защиты детства в Российской Федерации.
Проблема жестокого обращения в отношении детей является многоплановой и комплексной социальной проблемой. Жестокое обращение не только деформирует внутрисемейные отношения, но и делает ребенка неспособным в будущем нормально справляться с трудностями взрослой жизни – либо социально неуверенным, либо протестующим против социальных норм. Опыт жестокого обращения в детстве мешает повзрослевшему ребенку выбирать позитивные социальные роли и эффективные варианты социальной адаптации. Поэтому названная проблема выходит за рамки частной жизни отдельных семей и в значительной степени предопределяет благополучие и безопасность будущего нашего общества. В настоящее время наиболее распространенным видом жестокого обращения является физическое и психологическое насилие. До сих пор широко применяются физические наказания, а также запугивание, высмеивание и преобладание критики в воспитании детей, чрезмерно суровые, не соответствующие проступку ребенка наказания. Работа по сокращению уровня насилия в семьях должна осуществляться по следующим направлениям:
- первым направлением должна стать психологическая поддержка родителей через обучение родителей эффективным технологиям воспитания детей и организацию обмена успешным опытом воспитания детей;
- вторым направлением - обучение родителей эффективным технологиям, направленным на преодоление «силовых стереотипов воспитания», неконструктивных и травмирующих ребенка способов дисциплинирования, развитие умений владеть собой.
В целях профилактики жестокого обращения с детьми нужно вести работу с семьями, имеющими детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Вместе с тем, воспитатели отмечают возросшую отчужденность родителей и детей, дефицит времени у родителей и соответственно нехватку внимания к детям и их проблемам. Из наблюдения воспитателей: «Родители и дети мало разговаривают, мало играют вместе... Зачастую родители не умеют и правильно проявлять строгость, и хвалить своего ребенка». В последние годы у взрослых появился новый социальный страх - неуспешности детей (ребенок, не подготовленный к школе или недостаточно хорошо справляющийся с образовательной программой, может не выдержать конкуренции в будущем и оказаться неудачником). Родительский страх перед жизнью проецируется на детей и делает атмосферу в семье особенно напряженной. У взрослых как будто не хватает сил на любовь к детям, они эмоционально опустошаются, становятся раздражительными и агрессивными, а у детей пропадает чувство защищенности. Воспитатели рассказывают, что говорить с родителями о жестоком обращении с детьми и недопустимости физических наказаний крайне трудно. Отчасти, эта трудность связана с убеждениями, что в семью не стоит вмешиваться, во всех семьях - свои культурные нормы и правила. Кроме того, применение физических наказаний зачастую имеет благую цель: прервать нежелательное поведение ребенка – капризы, непослушание, грубость, лень, драчливость. Еще одна причина невмешательства - опасение навредить ребенку, ведь дома его могут наказать еще жестче за то, что «опозорил» родителей. Поэтому идея поговорить с родителем, а тем более предложить ему обратиться за помощью к специалистам, кажется воспитателю небезопасной. В результате, два взрослых человека, находящиеся ближе всего к ребенку – его мама и воспитательница, как бы по молчаливой договоренности не обсуждают запретную тему «жестокого обращения».
Если внимательно посмотреть на причины невмешательства, становится ясной причина: педагогам просто не хватает методической помощи в том, каким образом нужно выстраивать диалог с родителями на тему жестокого обращения, не достает знания специфики работы по изменению убеждений и позиции родителей и коллег. Эксперты Национального фонда защиты детей от жестокого обращения отмечают, что тема жестокого обращения с детьми в настоящее время обросла большим количеством мифов и предубеждений. Анализ сигналов, получаемых органами опеки и попечительства, показывает низкую активность граждан в вопросах защиты прав ребенка. И это в то время, как именно неравнодушие воспитателей, педагогов, соседей, родителей друзей ребенка может предотвратить, а в некоторых случаях и спасти жизнь ребенка. Разработка и принятие программ, пропагандирующих приоритет ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей через учреждения системы образования, будет способствовать созданию в обществе атмосферы общественного неприятия физического и психологического насилия в отношении детей. В этой связи подготовка персонала детских садов, способного эффективно обеспечить раннее выявление фактов жестокого обращения, помочь родителям повысить воспитательные компетенции, обучить их эффективным и ненасильственным стратегиям воспитания, позволит существенно повысить качество жизни детей раннего возраста из числа воспитанников детских образовательных учреждений.
Одновременно частью Проекта станет обучение персонала детских садов проведению занятий для детей и родителей по программе «мягкой социализации» детей, направленных на формирование у них первичных навыков уверенного общения (как постоять за себя, как относиться к своему и чужому, как обмениваться уступками, как соблюдать очередность, как просить помощи, как выражать недовольство и несогласие, «давать или не давать сдачи» и прочие). По нашему мнению умение родителей прививать ребенку эти навыки значительно снижает напряженность в семье, связанную с воспитательными трудностями. Многолетний опыт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения по внедрению инновационных технологий работы с семьями группы риска, в том числе технологий раннего выявления и работы со случаями жестокого обращения с детьми, в 20-ти субъектах РФ позволяет утверждать о возможности достижения стойкого пролонгированного социально-значимого результата и экономической эффективности такого подхода.
Все вышеизложенное стало предпосылками для разработки Проекта «Растем вместе», направленный на профилактику и снижение жестокого обращения с детьми 5-6 лет, качественное развитие услуг по поддержке детей и семей с детьми, поддержку ответственного материнства и отцовства, сохранение развивающего потенциала семьи, что, в конечном счете, положительно скажется на сокращении социального сиротства в г.Улан-Удэ. Это станет возможным через повышение профессиональной и социально-психологической компетенции педагогов учреждений дошкольного образования г. Улан-Удэ, организацию консультационной психолого-педагогической службы для родителей дошкольников на базе 3 пилотных детских садов мкр. Загорск Железнодорожного района г. Улан-Удэ, стандартизацию услуги по повышению уровня и качества родительских компетенций в условиях дошкольного образовательного учреждения, ее внедрение, апробацию и дальнейшее тиражирование.
В период с 2017 г. по 2018 г. в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ реализован ряд мероприятий, посвященных теме профилактики жестокого обращения с детьми «Тепло традиций» под патронажем Администрации Железнодорожного р-на г. Улан-Удэ. Целями данных мероприятий являлись: укрепление семейных отношений, профилактика разводов, профилактика социального сиротства, формирование культуры ненасильственных отношений в семье и развитие общественного движения в поддержку института семьи. В мероприятиях приняли активное участие воспитатели, методисты детских садов, учителя, представители попечительских советов школ и детских садов, молодые семьи.
- Молодые родители в возрасте до 30 лет.
- Молодые специалисты (педагоги, воспитатели) до 30 лет.
- Студенты (направления обучения: психология, социальная работа, педагогика).
- Дети в возрасте 5-6 лет.
Основная цель проекта
Задачи проекта
- Разработка теоретико-методологического, методического обеспечения работы в условиях дошкольного образовательного учреждения (детского сада) по предотвращению жестокого обращения в отношении детей, а также помощи пострадавшим детям.
- Разработка и внедрение инновационных технологий и методик работы в условиях дошкольного образовательного учреждения (детского сада) с семьей и детьми, направленных на преодоление воспитательных трудностей и профилактику жестокого обращения с детьми.
- Создание партнерских отношений между родительской общественностью и персоналом детских образовательных учреждений в целях предотвращения проявлений жестокого обращения в отношении детей.
- Обучение персонала детских садов, родительской общественности навыкам раннего распознавания признаков жестокого обращения с детьми, ненасильственного воспитания и разрешения сложных ситуаций в общении с детьми, оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и/или ставшим свидетелями насилия в семье.
- Помощь родителям в преодолении воспитательных трудностей через обучение семей и детей «мягкой социализации» через обучение первичным навыкам уверенного общения, оказание индивидуальной реабилитационной помощи пострадавшим от насилия детям.
- Выявление детей, пострадавших и/или ставших свидетелями насилия и оказание им реабилитационной помощи.
- Создание 3 консультационных пунктов по профилактике жестокого обращения с детьми на базе дошкольных образовательных учреждений в мкр. Загорск Железнодорожного района г. Улан-Удэ.
- Создание условий для устойчивости и распространения основных результатов Программы в дальнейшем.
- Обучение студентов практическим навыкам, изучение новых методик работы.
Методы реализации проекта
- Подготовительный.
- Диагностический.
- Профилактический.
- Коррекционный.
- торжественное открытие Проекта с привлечением представителей Администрации г. Улан-Удэ, родительской общественности, представителей СМИ и т.д.;
- по итогам результатов Проекта в ноябре-декабре 2018г. планируется проведение «1-й открытой научно-практической конференции воспитателей, педагогов и психологов детских дошкольных образовательных учреждений» с приглашением родителей, воспитателей, волонтеров, партнеров, принявших участие в Проекте, а также всех заинтересованных лиц с освещением данного события в СМИ.