«Проблема смысла жизни в психологии» (учебное пособие)
Актуальность
Под смыслом подразумевается целый комплекс психологических новообразований, в том числе целеполагание, уровень притязаний и ожиданий и мотивация в широком значении этого феномена. Если у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он пытается добиться ощущения счастья в обход осуществлению смысла, с помощью суррогатов, часто не безобидных. Справедливы слова А.Эйнштейна, заметившего, что тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен. Только сами люди ответственны за выбор, который они делают. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Психологи-гуманисты подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия.
Основное содержание работы
Традиционно ученые «смысл» трактуют как «идеальное содержание, идея, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т.д.)». Смыслом также называют мнимое или реальное предназначение каких-либо вещей, слов, понятий или действий, заложенное конкретной личностью или общностью. Противоположностью смысла является бессмысленность, то есть отсутствие конкретного предназначения.
Проблема смысла жизни неоднократно ставилась в таких различных направлениях философии и психологии как философский экзистенционализм (С.Кьеркегор), философия жизни (У.Дильтей), феноменология (Э.Гуссерль), экзистенциальная философия и психология (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр, Р.Мэй), гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс, Ф.Франкл), русская религиозная философия (В.С. Соловьев, П.Флоренский, Л.Шестов), психоанализ (З.Фрейд) и др.
Результаты, выводы
Целеобразование – процесс формирования целей личностью и в деятельности человека. Потребностно-мотивационная сфера является исходным звеном, фундаментом жизненной цели личности. Установлено, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в роли общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. Реализация каждой из них вместе с тем есть частичная реализация (и в то же время развитие) общей жизненной цели личности. Большое значение в смыслообразующих факторах жизнедеятельности имеют уровень притязаний и мотивация личности. Немотивированной, так же как и нецеленаправленной, деятельности просто не может быть. Мотив и цель образуют своего рода «вектор» смысла жизни и деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при их выполнении. Этот вектор выступает в роли системообразующего фактора, который организует всю систему психических процессов и состояний и свойств личности, формирующихся и развертывающихся в ходе жизнедеятельности.