«Карта медиации» (технология разрешения конфликтов)
Актуальность
Медиация как способ урегулирования конфликтов при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения действует в нашей стране с 01.01.2011, когда вступил в силу 193-ФЗ РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации). Медиация содействует развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений. Медиация применяется для урегулирования межличностных конфликтов, а также к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, трудовых правоотношений и семейных правоотношений. Медиатор – это независимый посредник в урегулировании конфликта для содействия в выработке сторонами взаимовыгодного решения по существу спора. Медианты – это стороны конфликта. Классификация медиации: школьная медиация, семейная медиация, психотерапевтическая медиация, судебная медиация, медиация корпоративных споров, коммерческая медиация, медиация сопровождения проектов, медиация особо накаленных споров, медиация трудовых споров, медиация в сфере здравоохранения, политическая медиация.
Новизна
Новизна технологии «Карта медиации» состоит в том, что впервые представлены ориентиры работы медиатора на всех стадиях и этапах медиативных переговоров.
Урегулирование конфликтов в период напряжения социальных противоречий в России и мире определяет актуальность применения технологии «Карта медиации».
Во всем мире медиаторы, конфликтологи, психологи, психотерапевты, специалисты по социальной работе используют психологический инструментарий для реализации своей деятельности. Для оптимизации деятельности специалистов мы разработали технологию «Карта медиации», которая позволяет ускорить деятельность медиатора и других специалистов помогающих профессий, сэкономить временные, эмоциональные и экономические ресурсы медиантов (клиентов) и специалистов.
Технология «Карта медиации» является инновационным способом урегулирования споров и имеет актуальность, практическую значимость и универсальность: может применяться на стадиях премедиации и медиации, при проведении психотерапевтической медиации, психологического консультирования, психотерапии, при проведении переговоров, в коучинге при подготовке к переговорам, в организационном консультировании для подготовки и проведении переговоров, при сопровождении проектов, при работе специалистов помогающих профессий в зоне особо напряженных конфликтов. Технология «Карта медиации» состоит из структурированного интервью , и двух бланков: бланк№1 классификации интересов спорных сторон и бланк №2 классификации ожиданий спорных сторон. Работа с технологией «Карта медиации» дает алгоритм работы в зоне конфликта , начиная с первого этапа медиации, позволяет точно определять запрос на медиацию, предмет спора и «мишени» выхода из конфликта, на основании которых формируются пункты договоренностей спорящих сторон.
Выводы
Применение технологии «Карта медиации» на стадии премедиации позволяет таким образом структурировать деятельность медиатора, что запрос на медиацию, выявление предмета спора (конфликта) и определение позиционных интересов (бланк №1 классификация интересов сторон) помогает сторонам лучше понимать друг друга и минимизировать эмоциональную составляющую конфликта, снижать уровень тревожности и агрессии.
Применение технологии «Карта медиации» на стадии медиации позволяет сторонам договариваться в более быстрые сроки, т.к. определены «мишени» договоренностей за счет четкого структурирования ожиданий сторон спора (бланк №2 классификация ожиданий сторон).
Апробация технологии «Карта медиации», при проведении медиативных процедур, при семейных спорах, корпоративных спорах, спорах в образовательной среде, психотерапевтической медиации, судебной медиации, во время проведения образовательных проектов по медиации в институте практической психологии «Иматон», Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, показала ее эффективность в качестве психологического инструмента, помогающего формулировать предмет спора и запрос на медиацию, соглашение по проведению процедуры медиации, вовлекать спорные стороны в медиацию, выбирать стратегию поведения медиатора со сторонами конфликта и достигать медиативного соглашения участникам спора, на взаимовыгодной основе, что позволяет в будущем сторонам сохранять и продолжать партнерские отношения, создавая гармоничную социальную среду.
Популяризация медиации в средствах массовой информации.
Видеозапись передачи «Бизнес на каблуках. Стратегия женского успеха. Почему важна медиация?»
Лаврова Н.М. Ролевая игра "Первая встреча медиатора с клиентом"
Лаврова Н.М. Фрагмент работы с группой по школьной медиации
Лаврова Н.М. Фрагмент Обратая связь группы по семинару Школьная медиация
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте