«Диагностика и развитие креативности дошкольников» (выпускная квалификационная работа)
Актуальность, новизна, значимость проекта
В последнее время, возрастает интерес к развитию творческих способностей детей. Исследования показывают, что первые проявления креативности выдающихся людей происходят в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст называют «золотым периодом творчества». Детская непосредственность и повышенная эмоциональность, наивность и любознательность, постоянные «открытия» себя и окружающего мира, - все эти особенности дошкольников обуславливают и способствуют пробуждению и развитию творческих способностей. Всё это составляет актуальность данного исследования.
Зендудлинг является очень популярным способом времяпровождения для взрослых и детей школьного возраста. Однако ещё не проводились исследования по влиянию зендудлинга на развитие творческих способностей дошкольников - что является научной новизной исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять метод интуитивного рисования - зендудлинг в развитии творческих способностей дошкольников.
Основное содержание работы
В работе раскрываются теоретические основы сущности понятия «креативность», основные подходы и методы диагностики креативности дошкольников, методы развития креативности дошкольников, описываются методы интуитивного рисования и раскрывается сущность понятия «зендудлинг» - как нового современного метода в развитии креативности.
Исследуются особенности развития креативности дошкольников подготовительной группы «Земляничка» МБДОУ «Детский сад №12 г. Йошкар-Олы «Ромашка» в рамках программы по развитию креативности дошкольников методом зендудлинг. Описываются этапы формирующего эксперимента, программа развития креативности, делается анализ полученных результатов.
Результаты, выводы
В результате диагностики креативности образной батареей тестов П. Торренса в модификации Е. Туник и тестом Э. Вартегга «Круги» были получены следующие результаты:
- Обобщённый показатель «Образная креативность» контрольной и экспериментальной групп находится в пределах нормы и составляет соответственно 90% и 80%.
- У 10% дошкольников экспериментальной группы (один дошкольник) показатели креативности находятся в зоне - несколько выше нормы. Кроме того этот дошкольник очень тщательно подходил к разработке своих тестовых заданий из-за чего пострадал параметр «Беглость».
- Обе выборки очень тщательно подходили к разработке своих заданий, из-за чего 50% дошкольников имеют показатель «Разработанность» в зоне - несколько выше нормы.
- У 20% дошкольников (два дошкольника) показатели креативности несколько ниже нормы.
При проведении формирующего этапа эксперимента была разработана и проведена программа по развитию креативности дошкольников методом зендудлинг. Контрольная диагностика креативности была осуществлена по тем же методикам. После качественного анализа формирующего эксперимента, был проведен количественный анализ. Для этого проведено сравнение среднего значения по каждому показателю для экспериментальной группы, и везде отмечался рост показателей. При помощи t-критерия Стьюдента были подтверждены значимые различия для таких показателей как «Оригинальность» и «Сопротивление замыканию» и обобщенного показателя «Образная креативность». Частично подтверждена гипотеза для показателя «Беглость». По другим показателям t-критерий Стьюдента находился в зоне неопределенности.
Таким образом, целесообразным является дальнейшее исследование данной гипотезы для ее полного подтверждения. Необходимо использовать выборку большего объема для получения более достоверных результатов, а также проводить программу развития более длительное время. В случае окончательного подтверждения гипотезы данную программу в дальнейшем можно использовать для развития креативности дошкольников.