«Школа без насилия. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях» (методические пособия для педагогических работников и школьных психологов разработаны при поддержке региональной программы ЮНЕСКО по образованию в области здоровья и профилактики ВИЧ (Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании))
Вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален во всем мире. По данным Организации Объединенных Наций насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире (Pinheiro P.S. World Report on Violence Against Children. 2006. (дата обращения 05.09.2016). (На английском языке)). Насилие и дискриминация в школе негативно сказываются на социально-психологическом климате школы, посещаемости и успеваемости учащихся. В итоге, дети, подвергшиеся насилию в школе, лишаются возможности в полной мере реализовать свое право на образование. Гендерные стереотипы часто оказываются причиной отдельных насильственных действий, буллинга и дискриминации в школе.
Исследования, проведенные в странах Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА), в том числе и в России, показывают, что от 20 до 60 процентов учащихся сталкиваются с насилием в школе. Однако большинство случаев насилия в школе никак не регистрируется и часто проходит незамеченным. В то же время предотвращение насилия и дискриминации в школе является важнейшей задачей органов управления образованием, образовательных учреждений, педагогов, учащихся и их родителей, а также других органов и учреждений государственной власти и общественных организаций.
Методическое пособие для педагогических работников «Предотвращение насилия в образовательных учреждениях» (Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна) разработано в помощь руководителям и работникам образовательных учреждений при поддержке региональной программы ЮНЕСКО по образованию в области здоровья и профилактики ВИЧ* (До сентября 2015г. Региональная программа ЮНЕСКО по образованию в области здоровья и профилактики ВИЧ базировалась в Бюро ЮНЕСКО в Москве. С октября 2015 г. и по настоящее время Региональная программа базируется в Институте ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО).) и при участии ведущих экспертов, представителей министерств образования, общественных и международных организаций из Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Республики Молдова, России и Украины.
В пособии рассматриваются различные виды насилия, его причины и факторы, анализируется его последствия для вовлеченных сторон и образовательного учреждения в целом. Особое внимание уделяется гендерному насилию. В пособии представлен краткий обзор ситуации с насилием в школах в некоторых странах ВЕЦА (в Казахстане, России, Беларуси, Украине, Республике Молдова, Армении и Кыргызстане), их национального законодательства по вопросу обеспечения безопасности учащихся и существующих практик предотвращения насилия и реагирования на его случаи.
Пособие носит практический характер и предлагает комплексный подход к профилактике насилия в образовательном учреждении, затрагивающий все аспекты его деятельности. В пособии описаны организационные и воспитательные меры, а также алгоритмы действий руководства и персонала образовательного учреждения по реагированию на факты насилия и оказанию помощи пострадавшим.
В пособии приведены рекомендации по оценке образовательной среды и формированию положительного социально-психологического климата, взаимодействию образовательного учреждения с другими организациями в целях профилактики насилия и оказания помощи его участникам, а также обучению руководителей и педагогов, учащихся и родителей.
Пособие «Предотвращение насилия в образовательных учреждениях» было использовано для разработки международного дистанционного электронного учебного курса «Современные подходы в предотвращении насилия и популяризации культуры мира в образовательных учреждениях». В настоящее время (с октября по декабрь 2016 г.) на курсе проходят обучение более 400 специалистов из России, Беларуси, Украины, Казахстана и Кыргызстана. Организаторы курса: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО), Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО, Региональный ресурсный тренинговый центр EDU-HUB.
На основе регионального пособия «Предотвращение насилия в образовательных учреждениях» было разработано методическое пособие «Школа без насилия» (Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер), учитывающее контекст и законодательно-нормативную базу Российской Федерации.
Методическое пособие предназначено для руководителей и сотрудников (учителей, психологов, социальных педагогов и др.) общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. В пособии приведена сущностная характеристика насилия, анализ причин его проявлений и возможных последствий. Пособие носит практический характер и предлагает организационные и воспитательные меры, а также алгоритмы действий руководства и сотрудников по предотвращению, выявлению, реагированию на факты насилия и организации помощи пострадавшим. Пособие разработано и опубликовано при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве и Межрегиональной общественной организации содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса» на основе пособия «Предотвращение насилия в образовательном учреждении».
Региональное пособие также послужило основой для разработки методического пособия «Предотвращение насилия в образовательных организациях Кыргызской Республики».
Методическое пособие предназначено для руководителей и сотрудников (учителей, психологов, социальных педагогов и др.) общеобразовательных школ. В нем представлена информация о природе и причинах насилия в образовательных организациях, его формы и последствия; вовлеченные стороны; способы предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций. Особое внимание уделяется гендерному насилию. В пособии представлены практические советы по организационным и воспитательным мерам, алгоритмы действий руководства и персонала образовательной организации по реагированию на факты насилия и оказанию помощи пострадавшим. Кроме этого, оно содержит информацию, которая может быть использована для разработки политики и регламентов образовательных организаций по предотвращению насилия в отношении детей и подростков. Составители пособия: Г. К. Абдылдаева, В. А. Горкина.
Пособие разработано при технической и финансовой поддержке Кластерного Бюро ЮНЕСКО в Алматы и рекомендовано Министерством образования и науки Кыргызской Республики для проведения работы по созданию доброжелательной, безопасной образовательной среды и снижения насилия в отношении детей и подростков в общеобразовательных школах.
Содержательные материалы
Ссылки Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени) Заинтересовал проект? Расскажите о нём: За этот проект
проголосовало: 89 читателей ▼12.03.2024 22:08:25Никитина Наталья ПавловнаЭто методическое пособие актуально в данный момент для педагогических работников. 12.03.2024 22:08:25Чучуйко Евгения АлександровнаТема очень актуальна для современной школы. Имеются практические материалы для педагогов, психологов. 12.03.2024 22:08:25Яковенко Ольга ВладимировнаВ образовании под «насилием» обычно понимают эмоциональное или физическое насилие, совершаемое детьми или педагогами в отношении учеников школы. - это неправомерные действия учителя по отношению к ученику, ущемление прав и оказание психологического давления на ученика.
Но в последние годы в прессе появляются статьи об учителях, подвергающихся издевательствам со стороны своих учеников. В наше время учитель, лишенный общественного уважения, также оказался в «группе риска».В настоящее время в образовательных организациях осуществляется обучение обучающихся и воспитанников разных национальностей; большинству родителей негде работать (в селе нет предприятий и организаций); в сельских малокомплектных школах отсутствуют специалисты социально-психологической службы, а это все приводит к дополнительной напряженной обстановке. Пособие представленное в данном проекте, носит практический характер и предлагает комплексный подход к профилактике насилия в образовательном учреждении, затрагивающий в 12.03.2024 22:08:25Ермоленко Людмила ИвановнаПредложены рекомендации по оценке образовательной среды и формированию положительного социально-психологического климата в классе и школе, взаимодействию образовательного учреждения с другими организациями в целях профилактики насилия и оказания помощи его участникам, а также обучению всех участников образовательного процесса 12.03.2024 22:08:25Иост Лариса ИвановнаТема очень актуальна, с учетом реалий сегодняшнего дня. Необходимы специальные методики, инструменты в работе с детьми, выражающими повышенную агрессивность по отношению к сверстникам. 12.03.2024 22:08:25Устинова Светлана ИвановнаСчитаю, что данная проблема становится злободневной. У молодого поколения отсутствует толерантность, все больше зависят от "гаджетов", где изобилуют игры, далеко не прививающие любовь, заботу, внимание. 12.03.2024 22:08:25Бурнашова Наталья СеменовнаДля меня актуальны не столько проблемы насилия в школе и пути их решения, но и рекомендации, практические советы, которыми можно пользоваться в нашей ежедневной работе. 12.03.2024 22:08:25Голяшова Юлия АлександровнаПособие интересно своим практическим характером, содержит комплексный подход к профилактике насилия в школе; дает анализ причин, которые толкают детей на насилие 12.03.2024 22:08:25Тишкова Татьяна ИвановнаПедагоги должны уметь грамотно вести себя в подобных ситуациях, которые к сожалению случаются в современной школе. Хорошо, что есть такое пособие. Думаю, что это очень полезный и актуальный материал. 12.03.2024 22:08:25Брем Лидия АндреевнаВ пособии указаны практические рекомендации для школьных психологов в работе по данному направлению. 12.03.2024 22:08:25Кухленко Наталия АлександровнаМатериал очень актуален для современной школы. Профилактика насилия становится одним из приоритетных направлений воспитательной работы образовательной организации. 12.03.2024 22:08:25Эрбас Людмила НиколаевнаДанные пособия содержат практическую ценность, тема предотвращения насилия, как это не прискорбно, по прежнему актуальна. Спасибо авторам за популяризацию алгоритма действий руководства и персонала образовательного учреждения и степени их ответственности по реагированию на факты насилия. 12.03.2024 22:08:25Андриянова Марина АндрияноваПособие носит практический характер, учителям необходимо знание алгоритма работы с данной проблемой, как правильно реагировать на сложившуюся ситуацию, как оказать помощь и т.п. 12.03.2024 22:08:25Калменов Метин ОскаровичВ школах нередки случаи различного рода насилия, с которым по причине недоверия детей к родителям и учителям часто остаются не решенными. 12.03.2024 22:08:25Татаринова Татьяна ВикторовнаАктуально, т.к. проблема предотвращения насилия в общеобразовательных учреждениях стоит очень остро 12.03.2024 22:08:25Торгашова Анна ОлеговнаЯ считаю, что данная тема актуальна на данный момент развития нашего общества 12.03.2024 22:08:25Воробьева Оксана ПавловнаРодителям очень важно чувствовать защищенность своих детей в образовательном учреждении. 12.03.2024 22:08:25Спесивцева Вера ВасильевнаПрофилактика насилия в школе-важная составляющая духовного и морального воспитания детей. Насилие в школе среди детей не только существует, но и активно увеличивается в масштабах. Данное методическое пособие должно помочь педагогам предотвращать, выявлять факты насилия в школе. 12.03.2024 22:08:25Кунгурова Ольга ФридриховнаОчень актуальная тема предотвращения насилия в образовательных учреждениях. Проработана на методическом уровне профессионалами. Пособие поможет грамотно выстроить систему мер по предотвращению насилия в школах. 12.03.2024 22:08:25Усольцева Яна ВитальевнаЭта работа очень актуальная тема в современном обществе и так нужна современной школе. 12.03.2024 22:08:25Кулабухова Татьяна НиколаевнаВ настоящее время данная проблема становится все более и более актуальной. Чтобы правильно подходить к решению, необходимы как знания, так и современные методические пособия. Замечательно, что авторы затронули эту тему. 12.03.2024 22:08:25Тузова Валерия АнатольевнаГолосую постольку, поскольку данная тема актуальна на всех уровнях общего образования 12.03.2024 22:08:25Комиссарова Наталья Семёновная за школу без насилия ,процесс обучения должен быть приятным
а когда учитель приходит на работу оторваться на детях,я против этого! 12.03.2024 22:08:25Полякова Инесса ЮрьевнаДанное пособие ориентированно на практическое использование и предлагает комплексный подход к профилактике насилия в образовательном учреждении, затрагивающий все аспекты его деятельности. 12.03.2024 22:08:25Тарабрина Наталья ЛеонидовнаЯ поддерживаю данное методическое пособие, так как многопрактических рекомендаций для педагогов и психологов 12.03.2024 22:08:25Тарасенко Евгения ПетровнаСитуации, связанные с безразличием, унижением, отвержением или высмеиванием и т.д. как со стороны педагогов так и сверстников являются часто встречающимися в школьной среде. Даже чаще чем физическое насилие. Вопросы насилия актуальны вне зависимости от времени и их форм. 12.03.2024 22:08:25Митина Алена АлександровнаКак куратор регионального проекта "Школьные службы примирения", как родитель, как учитель, беру для научно-методической и практической работы из пособий практический инструментарий. Тексты в пособиях глубокие, эмоционально вдохновляющие, технологичные. Победы коллегам в конкурсе!!!! 12.03.2024 22:08:25Гончарова Наталья ПетровнаНасилие - это актуальная проблема, которую нужно решать как в семье, так и в образовательных учреждениях. Игнорирование этой проблемы серьезно сказывается на психическом состоянии ребенка и его дальнейшей жизни. Поэтому необходимо правильное отношение взрослых к этой проблеме. 12.03.2024 22:08:25Селютина Лариса ВалентиновнаПособие носит практический характер и предлагает комплексный подход к профилактике насилия в образовательном учреждении, затрагивающий все аспекты его деятельности. 12.03.2024 22:08:25Головина Лариса АлександровнаНа мой взгляд, авторы затронули актуальную тему. Данное методическое пособие позволит специалистам, работающим в школе, познакомиться с современным взглядом на проблему насилия, снабдит их работающими инструментами, которые они могут применять в своей ежедневной работе. 12.03.2024 22:08:25Петрова Мария ЮрьевнаПредотвращение насилия в школе-одно из самых важных проблем современности... и это необходимо решать с помощью регулярных уроков/семинаров со стороны педагогов 12.03.2024 22:08:25Кострубова Галина АнатольевнаОчень важно научить педагогов образовательных организаций, администрацию предвидеть и предотвращать насилие в ученических коллективах, правильно и грамотно действовать в ситуации, когда оно произошло. Спасибо авторам, что такое пособие появилось! 12.03.2024 22:08:25Филиппова Екатерина ИогановнаАктуальность темы. Практико-ориентированный подход. Анализ результатов международных исследований и обзор подходов в разных странах. 12.03.2024 22:08:25Кирпичева Галина ВладимировнаМетодические пособия по данной тематике крайне необходимы для работы школьных педагогов и психологов 12.03.2024 22:08:25Эркенова Мариям МустафаевнаЧрезвычайно актуальная тема. Представляет интерес как методология исследования проблемы, так и опыт практической реализации профилактики насилия в школе. 12.03.2024 22:08:25Белозерова Мария ВладимировнаДостойное пособие для профессионалов в области педагогики и психологии по проблематике насилия в образовательной среде. |