- Епоян Тигран Альбертович
кандидат философских наук, Региональный советник ЮНЕСКО по ВИЧ и образованию в области здоровья, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании для педагогических работников стран Восточной Европы и Центральной Азии (Москва)
- Абдылдаева Гульшан Кушбековна
Ведущий специалист Управления дошкольного, общего среднего и внешкольного образования Министерства образования и науки Кыргызской Республики (Бишкек)
- Глазырина Лариса Анатольевна
Кандидат педагогических наук , Проректор по воспитательной работе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЧГПУ) (Челябинск)
- Горкина Валентина Андреевна
Национальный эксперт по профилактическим программам, (Бишкек)
- Костенко Максим Александрович
Кандидат социологических наук, доцент, Ректор, Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования (Барнаул)
- Райфшнайдер Татьяна Юрьевна
Кандидат психологических наук, Заместитель директора ЦСКТ ВШГУ РАНХиГС при Президента РФ, Директор по развитию Межрегиональной общественной организации содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса» (Москва)
- Синягина Наталья Юрьевна
кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, директор, Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи (Москва)
Организация: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСО)
Вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален во всем мире. По данным Организации Объединенных Наций насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире (Pinheiro P.S. World Report on Violence Against Children. 2006. (дата обращения 05.09.2016). (На английском языке)). Насилие и дискриминация в школе негативно сказываются на социально-психологическом климате школы, посещаемости и успеваемости учащихся. В итоге, дети, подвергшиеся насилию в школе, лишаются возможности в полной мере реализовать свое право на образование. Гендерные стереотипы часто оказываются причиной отдельных насильственных действий, буллинга и дискриминации в школе.
Исследования, проведенные в странах Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА), в том числе и в России, показывают, что от 20 до 60 процентов учащихся сталкиваются с насилием в школе. Однако большинство случаев насилия в школе никак не регистрируется и часто проходит незамеченным. В то же время предотвращение насилия и дискриминации в школе является важнейшей задачей органов управления образованием, образовательных учреждений, педагогов, учащихся и их родителей, а также других органов и учреждений государственной власти и общественных организаций.
Методическое пособие для педагогических работников «Предотвращение насилия в образовательных учреждениях» (Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна) разработано в помощь руководителям и работникам образовательных учреждений при поддержке региональной программы ЮНЕСКО по образованию в области здоровья и профилактики ВИЧ* (До сентября 2015г. Региональная программа ЮНЕСКО по образованию в области здоровья и профилактики ВИЧ базировалась в Бюро ЮНЕСКО в Москве. С октября 2015 г. и по настоящее время Региональная программа базируется в Институте ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО).) и при участии ведущих экспертов, представителей министерств образования, общественных и международных организаций из Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Республики Молдова, России и Украины.
В пособии рассматриваются различные виды насилия, его причины и факторы, анализируется его последствия для вовлеченных сторон и образовательного учреждения в целом. Особое внимание уделяется гендерному насилию. В пособии представлен краткий обзор ситуации с насилием в школах в некоторых странах ВЕЦА (в Казахстане, России, Беларуси, Украине, Республике Молдова, Армении и Кыргызстане), их национального законодательства по вопросу обеспечения безопасности учащихся и существующих практик предотвращения насилия и реагирования на его случаи.
Пособие носит практический характер и предлагает комплексный подход к профилактике насилия в образовательном учреждении, затрагивающий все аспекты его деятельности. В пособии описаны организационные и воспитательные меры, а также алгоритмы действий руководства и персонала образовательного учреждения по реагированию на факты насилия и оказанию помощи пострадавшим.
В пособии приведены рекомендации по оценке образовательной среды и формированию положительного социально-психологического климата, взаимодействию образовательного учреждения с другими организациями в целях профилактики насилия и оказания помощи его участникам, а также обучению руководителей и педагогов, учащихся и родителей.
Пособие «Предотвращение насилия в образовательных учреждениях» было использовано для разработки международного дистанционного электронного учебного курса «Современные подходы в предотвращении насилия и популяризации культуры мира в образовательных учреждениях». В настоящее время (с октября по декабрь 2016 г.) на курсе проходят обучение более 400 специалистов из России, Беларуси, Украины, Казахстана и Кыргызстана. Организаторы курса: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО), Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО, Региональный ресурсный тренинговый центр EDU-HUB.
На основе регионального пособия «Предотвращение насилия в образовательных учреждениях» было разработано методическое пособие «Школа без насилия» (Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер), учитывающее контекст и законодательно-нормативную базу Российской Федерации.
Методическое пособие предназначено для руководителей и сотрудников (учителей, психологов, социальных педагогов и др.) общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. В пособии приведена сущностная характеристика насилия, анализ причин его проявлений и возможных последствий. Пособие носит практический характер и предлагает организационные и воспитательные меры, а также алгоритмы действий руководства и сотрудников по предотвращению, выявлению, реагированию на факты насилия и организации помощи пострадавшим. Пособие разработано и опубликовано при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве и Межрегиональной общественной организации содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса» на основе пособия «Предотвращение насилия в образовательном учреждении».
Региональное пособие также послужило основой для разработки методического пособия «Предотвращение насилия в образовательных организациях Кыргызской Республики».
Методическое пособие предназначено для руководителей и сотрудников (учителей, психологов, социальных педагогов и др.) общеобразовательных школ. В нем представлена информация о природе и причинах насилия в образовательных организациях, его формы и последствия; вовлеченные стороны; способы предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций. Особое внимание уделяется гендерному насилию. В пособии представлены практические советы по организационным и воспитательным мерам, алгоритмы действий руководства и персонала образовательной организации по реагированию на факты насилия и оказанию помощи пострадавшим. Кроме этого, оно содержит информацию, которая может быть использована для разработки политики и регламентов образовательных организаций по предотвращению насилия в отношении детей и подростков. Составители пособия: Г. К. Абдылдаева, В. А. Горкина.
Пособие разработано при технической и финансовой поддержке Кластерного Бюро ЮНЕСКО в Алматы и рекомендовано Министерством образования и науки Кыргызской Республики для проведения работы по созданию доброжелательной, безопасной образовательной среды и снижения насилия в отношении детей и подростков в общеобразовательных школах.