Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2016 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Школа без насилия. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях» (методические пособия для педагогических работников и школьных психологов разработаны при поддержке региональной программы ЮНЕСКО по образованию в области здоровья и профилактики ВИЧ (Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании))

Авторы:

Организация: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСО)

Вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален во всем мире. По данным Организации Объединенных Наций насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире (Pinheiro P.S. World Report on Violence Against Children. 2006. (дата обращения 05.09.2016). (На английском языке)). Насилие и дискриминация в школе негативно сказываются на социально-психологическом климате школы, посещаемости и успеваемости учащихся. В итоге, дети, подвергшиеся насилию в школе, лишаются возможности в полной мере реализовать свое право на образование. Гендерные стереотипы часто оказываются причиной отдельных насильственных действий, буллинга и дискриминации в школе.

Исследования, проведенные в странах Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА), в том числе и в России, показывают, что от 20 до 60 процентов учащихся сталкиваются с насилием в школе. Однако большинство случаев насилия в школе никак не регистрируется и часто проходит незамеченным. В то же время предотвращение насилия и дискриминации в школе является важнейшей задачей органов управления образованием, образовательных учреждений, педагогов, учащихся и их родителей, а также других органов и учреждений государственной власти и общественных организаций.

Методическое пособие для педагогических работников «Предотвращение насилия в образовательных учреждениях» (Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна) разработано в помощь руководителям и работникам образовательных учреждений при поддержке региональной программы ЮНЕСКО по образованию в области здоровья и профилактики ВИЧ* (До сентября 2015г. Региональная программа ЮНЕСКО по образованию в области здоровья и профилактики ВИЧ базировалась в Бюро ЮНЕСКО в Москве. С октября 2015 г. и по настоящее время Региональная программа базируется в Институте ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО).) и при участии ведущих экспертов, представителей министерств образования, общественных и международных организаций из Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Республики Молдова, России и Украины.

В пособии рассматриваются различные виды насилия, его причины и факторы, анализируется его последствия для вовлеченных сторон и образовательного учреждения в целом. Особое внимание уделяется гендерному насилию. В пособии представлен краткий обзор ситуации с насилием в школах в некоторых странах ВЕЦА (в Казахстане, России, Беларуси, Украине, Республике Молдова, Армении и Кыргызстане), их национального законодательства по вопросу обеспечения безопасности учащихся и существующих практик предотвращения насилия и реагирования на его случаи.

Пособие носит практический характер и предлагает комплексный подход к профилактике насилия в образовательном учреждении, затрагивающий все аспекты его деятельности. В пособии описаны организационные и воспитательные меры, а также алгоритмы действий руководства и персонала образовательного учреждения по реагированию на факты насилия и оказанию помощи пострадавшим.

В пособии приведены рекомендации по оценке образовательной среды и формированию положительного социально-психологического климата, взаимодействию образовательного учреждения с другими организациями в целях профилактики насилия и оказания помощи его участникам, а также обучению руководителей и педагогов, учащихся и родителей.

Пособие «Предотвращение насилия в образовательных учреждениях» было использовано для разработки международного дистанционного электронного учебного курса «Современные подходы в предотвращении насилия и популяризации культуры мира в образовательных учреждениях». В настоящее время (с октября по декабрь 2016 г.) на курсе проходят обучение более 400 специалистов из России, Беларуси, Украины, Казахстана и Кыргызстана. Организаторы курса: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО), Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО, Региональный ресурсный тренинговый центр EDU-HUB.

На основе регионального пособия «Предотвращение насилия в образовательных учреждениях» было разработано методическое пособие «Школа без насилия» (Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер), учитывающее контекст и законодательно-нормативную базу Российской Федерации.

Методическое пособие предназначено для руководителей и сотрудников (учителей, психологов, социальных педагогов и др.) общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. В пособии приведена сущностная характеристика насилия, анализ причин его проявлений и возможных последствий. Пособие носит практический характер и предлагает организационные и воспитательные меры, а также алгоритмы действий руководства и сотрудников по предотвращению, выявлению, реагированию на факты насилия и организации помощи пострадавшим. Пособие разработано и опубликовано при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве и Межрегиональной общественной организации содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса» на основе пособия «Предотвращение насилия в образовательном учреждении».

Региональное пособие также послужило основой для разработки методического пособия «Предотвращение насилия в образовательных организациях Кыргызской Республики».

Методическое пособие предназначено для руководителей и сотрудников (учителей, психологов, социальных педагогов и др.) общеобразовательных школ. В нем представлена информация о природе и причинах насилия в образовательных организациях, его формы и последствия; вовлеченные стороны; способы предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций. Особое внимание уделяется гендерному насилию. В пособии представлены практические советы по организационным и воспитательным мерам, алгоритмы действий руководства и персонала образовательной организации по реагированию на факты насилия и оказанию помощи пострадавшим. Кроме этого, оно содержит информацию, которая может быть использована для разработки политики и регламентов образовательных организаций по предотвращению насилия в отношении детей и подростков. Составители пособия: Г. К. Абдылдаева, В. А. Горкина.

Пособие разработано при технической и финансовой поддержке Кластерного Бюро ЮНЕСКО в Алматы и рекомендовано Министерством образования и науки Кыргызской Республики для проведения работы по созданию доброжелательной, безопасной образовательной среды и снижения насилия в отношении детей и подростков в общеобразовательных школах.

За проект проголосовали 89 читателей
  • Интересный

  • Полезное в практической работе произведение

  • Считаю эту проблему актуальной в наше время.

  • Это методическое пособие актуально в данный момент для педагогических работников.

  • Интересный проект!

  • Актуально!

  • Актуальное на сегодняшний день издание. Будет полезно многим специалистам.

  • Практическая значимость инструмента

  • Тема интересна и актуальна

  • Очень нужный проект в школе!

  • Очень необходимое и своевременное пособие для современных школ.

  • На мой взгляд это очень актуальная тема

  • Тема очень актуальна для современной школы. Имеются практические материалы для педагогов, психологов.

  • В образовании под «насилием» обычно понимают эмоциональное или физическое насилие, совершаемое детьми или педагогами в отношении учеников школы. - это неправомерные действия учителя по отношению к ученику, ущемление прав и оказание психологического давления на ученика. Но в последние годы в прессе появляются статьи об учителях, подвергающихся издевательствам со стороны своих учеников. В наше время учитель, лишенный общественного уважения, также оказался в «группе риска».В настоящее время в образовательных организациях осуществляется обучение обучающихся и воспитанников разных национальностей; большинству родителей негде работать (в селе нет предприятий и организаций); в сельских малокомплектных школах отсутствуют специалисты социально-психологической службы, а это все приводит к дополнительной напряженной обстановке. Пособие представленное в данном проекте, носит практический характер и предлагает комплексный подход к профилактике насилия в образовательном учреждении, затрагивающий в

  • тема актуальна для меня

  • Предложены рекомендации по оценке образовательной среды и формированию положительного социально-психологического климата в классе и школе, взаимодействию образовательного учреждения с другими организациями в целях профилактики насилия и оказания помощи его участникам, а также обучению всех участников образовательного процесса

  • Тема очень актуальна, с учетом реалий сегодняшнего дня. Необходимы специальные методики, инструменты в работе с детьми, выражающими повышенную агрессивность по отношению к сверстникам.

  • Считаю, что данная проблема становится злободневной. У молодого поколения отсутствует толерантность, все больше зависят от "гаджетов", где изобилуют игры, далеко не прививающие любовь, заботу, внимание.

  • Для меня актуальны не столько проблемы насилия в школе и пути их решения, но и рекомендации, практические советы, которыми можно пользоваться в нашей ежедневной работе.

  • тема актуальна в современной школе

  • Интересно. Необходимо для работы педагога в школе.

  • Пособие интересно своим практическим характером, содержит комплексный подход к профилактике насилия в школе; дает анализ причин, которые толкают детей на насилие

  • Педагоги должны уметь грамотно вести себя в подобных ситуациях, которые к сожалению случаются в современной школе. Хорошо, что есть такое пособие. Думаю, что это очень полезный и актуальный материал.

  • в пособии раскрываются темы, актуальные для современной школы

  • В пособии указаны практические рекомендации для школьных психологов в работе по данному направлению.

  • Материал очень актуален для современной школы. Профилактика насилия становится одним из приоритетных направлений воспитательной работы образовательной организации.

  • Данные пособия содержат практическую ценность, тема предотвращения насилия, как это не прискорбно, по прежнему актуальна. Спасибо авторам за популяризацию алгоритма действий руководства и персонала образовательного учреждения и степени их ответственности по реагированию на факты насилия.

  • Актуально, практично!

  • Тема, затронутая в пособиях очень актуальна и значима для педагогических работников.

  • Участились случаи насилия над детьми.

  • Актуальная тема в наше время.

  • Пособие носит практический характер, учителям необходимо знание алгоритма работы с данной проблемой, как правильно реагировать на сложившуюся ситуацию, как оказать помощь и т.п.

  • Очень важный проект!

  • В школах нередки случаи различного рода насилия, с которым по причине недоверия детей к родителям и учителям часто остаются не решенными.

  • Актуально,профессионально.

  • Актуально, т.к. проблема предотвращения насилия в общеобразовательных учреждениях стоит очень остро

  • Я считаю, что данная тема актуальна на данный момент развития нашего общества

  • Актуально, востребовано.

  • Родителям очень важно чувствовать защищенность своих детей в образовательном учреждении.

  • Очень нужное пособие для педагогов!

  • Профилактика насилия в школе-важная составляющая духовного и морального воспитания детей. Насилие в школе среди детей не только существует, но и активно увеличивается в масштабах. Данное методическое пособие должно помочь педагогам предотвращать, выявлять факты насилия в школе.

  • Актуальность. Злободневность.

  • Чрезвычайно интересные и ориентированы на школьную практику/

  • Данный вопрос актуален во всем мире

  • Очень актуальная тема предотвращения насилия в образовательных учреждениях. Проработана на методическом уровне профессионалами. Пособие поможет грамотно выстроить систему мер по предотвращению насилия в школах.

  • Эта работа очень актуальная тема в современном обществе и так нужна современной школе.

  • Я считаю, что это актуальная тема.

  • Актуальная тематика для любой образовательной организации

  • В настоящее время данная проблема становится все более и более актуальной. Чтобы правильно подходить к решению, необходимы как знания, так и современные методические пособия. Замечательно, что авторы затронули эту тему.

  • Проект необходим современной школе!

  • Пособие очень полезное для работы

  • Методические пособия актуальны. Имеют большую практическую значимость.

  • пособие интересное и актуальное. Буду применять в своей работе.

  • очень нужное и важное пособие.

  • Голосую постольку, поскольку данная тема актуальна на всех уровнях общего образования

  • я за школу без насилия ,процесс обучения должен быть приятным а когда учитель приходит на работу оторваться на детях,я против этого!

  • Данное пособие ориентированно на практическое использование и предлагает комплексный подход к профилактике насилия в образовательном учреждении, затрагивающий все аспекты его деятельности.

  • Я поддерживаю данное методическое пособие, так как многопрактических рекомендаций для педагогов и психологов

  • Я против насилия в образовательных учреждениях.

  • к сожалению наблюдается, насилие совершают люди, которые не умеют самоутверждаться как-то по другому

  • Очень своевременное метод. пособие,необходимое руководство педагогам и психологам

  • Я против насилия в образовательных учреждениях

  • Проблема насилия встречается в последнее довольно часто.

  • Насилие - неприемлемое явление в детско-родительских отношениях и в системе образования

  • Ситуации, связанные с безразличием, унижением, отвержением или высмеиванием и т.д. как со стороны педагогов так и сверстников являются часто встречающимися в школьной среде. Даже чаще чем физическое насилие. Вопросы насилия актуальны вне зависимости от времени и их форм.

  • Как куратор регионального проекта "Школьные службы примирения", как родитель, как учитель, беру для научно-методической и практической работы из пособий практический инструментарий. Тексты в пособиях глубокие, эмоционально вдохновляющие, технологичные. Победы коллегам в конкурсе!!!!

  • Насилие - это актуальная проблема, которую нужно решать как в семье, так и в образовательных учреждениях. Игнорирование этой проблемы серьезно сказывается на психическом состоянии ребенка и его дальнейшей жизни. Поэтому необходимо правильное отношение взрослых к этой проблеме.

  • считаю, что данный проект очень важен для современных школ

  • Пособие носит практический характер и предлагает комплексный подход к профилактике насилия в образовательном учреждении, затрагивающий все аспекты его деятельности.

  • На мой взгляд, авторы затронули актуальную тему. Данное методическое пособие позволит специалистам, работающим в школе, познакомиться с современным взглядом на проблему насилия, снабдит их работающими инструментами, которые они могут применять в своей ежедневной работе.

  • насилие в школе - одна из самых злободневных и актуальных проблем в современной школе

  • Профессионально и доступно

  • Актуальность темы проекта сочетается с высоким качеством предлагаемых рекомендаций

  • Предложен системный подход к профилактике насилия.

  • Успешно решает проблему формирования личной безопасности ребенка

  • актуальность и практическая значимость

  • данное пособие пригодится мне в моей профессиональной деятельности

  • очень актуально и полезно для моей работы

  • Предотвращение насилия в школе-одно из самых важных проблем современности... и это необходимо решать с помощью регулярных уроков/семинаров со стороны педагогов

  • Очень важно научить педагогов образовательных организаций, администрацию предвидеть и предотвращать насилие в ученических коллективах, правильно и грамотно действовать в ситуации, когда оно произошло. Спасибо авторам, что такое пособие появилось!

  • Актуальность темы. Практико-ориентированный подход. Анализ результатов международных исследований и обзор подходов в разных странах.

  • Методические пособия по данной тематике крайне необходимы для работы школьных педагогов и психологов

  • Интересный проект, полезный для работы с подрастающим поколением

  • Школа без насилия. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях

  • Чрезвычайно актуальная тема. Представляет интерес как методология исследования проблемы, так и опыт практической реализации профилактики насилия в школе.

  • В высшей степени актуальная тематика работы

  • Достойное пособие для профессионалов в области педагогики и психологии по проблематике насилия в образовательной среде.

  • Это дело будущего. Его надо развивать.

  • спасибо за материалы- работаю в школе ,очень актуально!

Последний день голосования – 30 марта

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе