- Защиринская Оксана Владимировна
доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург)
Организация: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №237 Красносельского района Санкт-Петербурга
Проект «Дифференциальная диагностика учащихся в условиях инклюзивного образования» подготовлен для участия в номинации «Психологический инструмент года». В рамках проекта представлена комплексная программа диагностики детей «группы педагогического риска».
В проект входят:
- программа мониторинга социального здоровья учащихся с целью выявления детей группы «педагогического риска»;
- аналитическая справка с описанием психологических особенностей детей из выявленных четырех групп «педагогического риска»;
- видео доклад о результатах инновационной деятельности Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 237 Красносельского района Санкт-Петербурга;
- презентация с отчётом по реализации опытно-экспериментальной работы по теме: «Психолого-педагогические технологии как условие построения здоровьесозидающей среды школы» в 2014–2015 учебном году.
Дифференциальная диагностика учащихся проводилась в два этапа. Задачами I этапа является ориентирование в актуальных психологических проблемах ребенка в процессе обучения, формулирование гипотезы о причинах их возникновения, определение средств дальнейшей диагностики и подходов к обеспечению школьной адаптации и коррекционно-развивающей помощи. Второй этап подразумевал более глубокую диагностику сформированности навыков по укреплению социального здоровья учащихся.
На основании мониторинга социального здоровья школьников были выявлены четыре группы «педагогического риска». С учетом этих групп психолог определил направления оказания психолого-педагогической помощи учащимся (приложение 1, схема 1).
Для этих групп определено содержание направлений психологической помощи: I направление – работа с детьми с трудностями в обучении; II направление – работа с детьми из неполных семей; III направление – работа с детьми с учетом межнационального компонента (дети-инофоны); IV направление – работа с детьми с признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Классные руководители совместно с педагогом-психологом разрабатывали план работы с учащимися, включающий психологические тренинги, беседы, классные часы, психолого-педагогические технологии, включенные в урок, по развитию коммуникативных навыков и сплочению детского коллектива. Система оказания помощи подразумевала создание школьной здоровьесозидающей среды (приложение 1, схема 2). Психологическая помощь, включая дифференциальную диагностику учащихся, приобретает более значительный эффект, если гармонично сочетается с системой работы всех специалистов и родителей при активном участии детей группы «педагогического риска» как субъектов внутришкольного взаимодействия.
Таким образом, разработанная программа психологического исследования (см. приложение – «Программа мониторинга социального здоровья учащихся. Методические рекомендации») дополняется построением дифференцированного сопровождения детей групп «педагогического риска». В программу сопровождения входят:
- углубленная диагностика;
- составление программы психологического сопровождения;
- индивидуальные и групповые занятия;
- индивидуальные и групповые консультации родителей;
- индивидуальные и групповые консультации педагогов, классных руководителей.
Результаты дифференциальной диагностики после реализации программы создания здоровьесозидающей школьной среды показали, что у учащихся групп «педагогического риска» увечилась потребность в налаживании взаимоотношений с одноклассниками. Взросло количество детей, которые стали применять в общении навыки социального партнерства, формируемые в процессе участия в образовательных программах и исследовательских проектах. У них существенно улучшились (на 10%) показатели психоэмоционального состояния.