- Абдурахмонов Гулруз Нурмахмадович
(Душанбе, Тула)
- Басин Максим Александрович
(Тула)
- Брешковская Каринэ Юрьевна
(Тула)
- Ваньков Алексей Борисович
(Тула)
- Декина Елена Викторовна
(Тула)
- Дунаева Наталия Анатольевна
(Тула)
- Ежкова Нина Сергеевна
(Тула)
- Мишина Марина Михайловна
(Ставрополь, Москва)
- Панферова Елена Владимировна
(Тула)
- Рощеня Алла Ленстовна
(Тула)
- Филатова Мария Вячеславовна
(Тула)
Организация: ФГБОУ ВПО "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого"
Актуальность, новизна, значимость проекта
В современном мире в связи с динамичным развитием науки и техники актуальной становится проблема выявления и развития одаренности, прежде всего – умственной, математической, у детей и молодежи. В последние годы в развитых странах мира тенденции в этом направлении все усиливаются. При этом важно не только выявить умственно одаренных детей, но и обеспечить их социальную успешность, создавая для этого необходимые внутренние и внешние условия.
Основное содержание работы
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования одаренности в зарубежных и отечественных научных школах: история и современность (обзор теорий одаренности; виды, критерии, признаки одаренности; математические способности и одаренность).
Глава 2. Психолого-педагогические проблемы развития и условия успешной социализации одаренных детей (развитие одаренности на разных возрастных этапах; особенности социализации одаренных детей; трудности обучения и воспитания умственно одаренных обучающихся и условия их преодоления; проблемы достижения социальной успешности одаренными детьми).
Глава 3. Современные психолого-педагогические технологии работы с одаренными детьми, обеспечивающие их социальную успешность (технология развития мотивации одаренных учащихся; технологии развития умственных способностей в разных видах деятельности; технология комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса развития одаренных детей).
Глава 4. Роль государственной политики и общественных институтов воспитания в процессе формирования социальной успешности одаренных детей (влияние семьи на развитие личности одаренного ребенка; развитие математических способностей обучающихся в специализированных формах инновационной образовательной среды университетов; организация работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования; создание «социальных лифтов» для талантливой и одаренной молодежи).
Результаты, выводы
В работе доказано, что эффективность социализации умственно одаренных детей и возможности достижения ими социального успеха повышаются при реализации следующих психолого-педагогических условий: раннего выявления признаков детской одаренности в различных видах деятельности; реализации в процессе обучения, воспитания, развития одаренных детей принципов дифференционно-интеграционного подхода; использования в работе с одаренными детьми современных технологий, обеспечивающих их эффективную социализацию и достижение социальной успешности, а именно: технологии комплексного диагностического обследования, психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогической поддержки, технологии проектирования креативной среды, управления процессом социализации одаренных учащихся, технологии создания ситуаций развивающего дискомфорта и ситуаций успеха; заинтересованного активного взаимодействия всех социально-значимых взрослых, осуществляющих воспитание, обучение, развитие одаренного ребенка, для решения задач его социального продвижения.