Номинация «Проект года в психологической науке»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Социальная успешность умственно одаренных детей: психолого-педагогические технологии сопровождения и развития» (социально-психологическое исследование)

Авторы:

  • Пазухина Светлана Вячеславовна

    доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики факультета психологии, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» (Тула)

  • Басин Максим Александрович

    кандидат психологических наук, директор, заведующий кафедрой психологии и педагогики образования, АНО «Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования» (Тула)

  • Брешковская Каринэ Юрьевна

    кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики факультета психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула)

  • Ваньков Алексей Борисович

    кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики факультета психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула)

  • Декина Елена Викторовна

    доцент кафедры психологии и педагогики факультета психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула)

  • Дунаева Наталия Анатольевна

    кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования факультета искусств, социальных и гуманитарных наук, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула)

  • Ежкова Нина Сергеевна

    доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики факультета психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула)

  • Мишина Марина Михайловна

    доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики образования факультета психологии образования Института психологии им. Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет (Ставрополь, Москва)

  • Панферова Елена Владимировна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики факультета психологии, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула)

  • Рощеня Алла Ленстовна

    кандидат физико-математических наук, доцент кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования факультета искусств, социальных и гуманитарных наук, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула)

  • Степанова Наталия Анатольевна

    кандидат психологических наук, декан факультета психологии, доцент кафедры специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула)

  • Филатова Мария Вячеславовна

    кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области. (Тула)

Организация: ФГБОУ ВПО "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого"

Актуальность, новизна, значимость проекта

В современном мире в связи с динамичным развитием науки и техники актуальной становится проблема выявления и развития одаренности, прежде всего – умственной, математической, у детей и молодежи. В последние годы в развитых странах мира тенденции в этом направлении все усиливаются. При этом важно не только выявить умственно одаренных детей, но и обеспечить их социальную успешность, создавая для этого необходимые внутренние и внешние условия.

Основное содержание работы

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования одаренности в зарубежных и отечественных научных школах: история и современность (обзор теорий одаренности; виды, критерии, признаки одаренности; математические способности и одаренность).
 
Глава 2. Психолого-педагогические проблемы развития и условия успешной социализации одаренных детей (развитие одаренности на разных возрастных этапах; особенности социализации одаренных детей; трудности обучения и воспитания умственно одаренных обучающихся и условия их преодоления; проблемы достижения социальной успешности одаренными детьми).
 
Глава 3. Современные психолого-педагогические технологии работы с одаренными детьми, обеспечивающие их социальную успешность (технология развития мотивации одаренных учащихся; технологии развития умственных способностей в разных видах деятельности; технология комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса развития одаренных детей).
 
Глава 4. Роль государственной политики и общественных институтов воспитания в процессе формирования социальной успешности одаренных детей (влияние семьи на развитие личности одаренного ребенка; развитие математических способностей обучающихся в специализированных формах инновационной образовательной среды университетов; организация работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования; создание «социальных лифтов» для талантливой и одаренной молодежи).

Результаты, выводы

В работе доказано, что эффективность социализации умственно одаренных детей и возможности достижения ими социального успеха повышаются при реализации следующих психолого-педагогических условий: раннего выявления признаков детской одаренности в различных видах деятельности; реализации в процессе обучения, воспитания, развития одаренных детей принципов дифференционно-интеграционного подхода; использования в работе с одаренными детьми современных технологий, обеспечивающих их эффективную социализацию и достижение социальной успешности, а именно: технологии комплексного диагностического обследования, психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогической поддержки, технологии проектирования креативной среды, управления процессом социализации одаренных учащихся, технологии создания ситуаций развивающего дискомфорта и ситуаций успеха; заинтересованного активного взаимодействия всех социально-значимых взрослых, осуществляющих воспитание, обучение, развитие одаренного ребенка, для решения задач его социального продвижения.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Проект года в психологической науке» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе