Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Учебно-методический комплекс по дисциплине "История, общая и социальная психология" для непсихологических факультетов педагогического вуза»


Актуальность
В большинстве педагогических вузов на непсихологических специальностях, учитывая ограничения учебных планов и возможности, в рамках наполнения зачетно-экзаменационных сессий, при преподавании психологии проводится объединение ряда предметов. Данный учебно-методический комплекс в целом отражает все компоненты обновленного государственного образовательного стандарта (от 31.01.2005г.) при изучении психологии (история психологии, общая и социальная психология) для ряда непсихологических специальностей (№№ 701,707 и т.д.) педагогического вуза. Актуальность данного издания продиктована необходимостью обеспечения качественного преподавания и цельного предоставления студентам информации по данному комплексу дисциплин. Обилие сегодня психологической литературы на российском рынке (научной, учебной, популярной и т.д.) не всегда дает студенту возможность сориентироваться в различных подходах, трактовках и т.д. психологической науки. Необходимость повышения качества знаний студентов требует создание целостного продукта, отвечающего требованиям образовательного стандарта, учитывая факт объединения при изучении трех дисциплин (история психологии, общая и социальная психология). Научный и педагогический опыт позволяет автору, в определенном роде, решить данную проблему.

Социальная, научная и практическая значимость
УМК позволяет преподавателям:
- иметь основу для разработки индивидуального подхода преподавания данных дисциплин;
- непосредственно использовать в учебном процессе.
Студенту:
- в целом ознакомиться со структурой и содержанием преподаваемой дисциплины;
- при изучении «Краткого курса лекций» иметь основу для более углубленного изучения предмета;
- непосредственно самостоятельно готовиться к практическим занятиям;
- при конспектировании первоисточников (Книга для конспектирования) проследить особенности формирования психологической науки и вклад отечественных и зарубежных ученых в изучение психологии человека и общества.
Для других заинтересованных людей данная работа позволит проследить индивидуальный подход автора-составителя к изучению некоторых разделов психологии.
Значение для развития психологии

Данный УМК позволяет проследить индивидуальный подход автора-составителя к изучению некоторых разделов психологии, а также особенностям интерпретации психологических понятий.

Цели
- Целостно представить опыт по преподаванию ряда психологических дисциплин (история психологии, общая и социальная психология).
- Сформировать у студентов представление о мире психических явлений, об особенностях деятельности и поведения человека в окружающем мире – в рамках образовательной программы педагогического вуза.
- Предоставить студентам основу для самостоятельного изучения предмета в рамках реализации государственного образовательного стандарта по дисциплинам – история психологии, общая и социальная психология.
- Структурировать и целенаправить деятельность студентов при освоении данных дисциплин.
- Сформировать у студентов отношение к психологии как к подлинно научной дисциплине с широким выходом на практическую деятельность, как в рамках образовательных учреждений, так и социальных аспектов вообще.

Аудитория, на которую рассчитан проект
Преподаватели и студенты, обучающиеся на непсихологических специальностях педагогического вуза.

Основное содержание работы
В УМК включены (4 книги):
- Рабочая программа (выписка из стандарта; цель и задачи дисциплины; требования к освоению курса; объем дисциплины и виды учебной работы; содержание дисциплины; рекомендуемая литература; содержание контроля знаний; аннотированная программа курса; глоссарий базовых понятий и персоналий).
- Краткий курс лекций – включает 23 лекции, в которых кратко освещается теоретический материал, в соответствии с требованиями образовательного стандарта и имеющие, в аккумулированном виде, необходимую информацию для всех компонентов контроля.
- Практические и лабораторные занятия – включает тематические планы 16 пр.занятий и в соответствии с ними 16 л.р. В частности, в структуру практического занятия входит: тестовый контроль по данной теме; указание работы для конспектирования; темы докладов; вопросы для обсуждения; соответствующая практическому занятию лабораторная работа; основная и дополнительная литература.
- Книга для конспектирования составлена из работ отечественных и зарубежных психологов (24 работы в соответствии с планами практических занятий). Позволяет студентам с одной стороны познакомиться с наиболее значимыми представителями психологической науки (Платон, З.Фрейд, Дж.Уотсон, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В.Петухов и т.д.), а с другой изучать психологию по первоисточникам. Кроме того, позволяет отработать навыки работы с научной литературой.

Результаты, выводы
- Данный УМК представляет собой обобщение опыта изучения психологии, а также ее преподавания в педагогическом вузе.
- Представленное издание объединяет изучение трех дисциплин (история психологии, общая и социальная психология).
- Данная работа может служить для преподавателей основой при разработке индивидуального подхода при преподавании психологических дисциплин.
- Для студентов УМК позволит целостно воспринять изучаемый предмет, а также значительно упростит самостоятельную подготовку ко всем видам контроля (тестовый, практические занятия, итоговый контроль).
- Учебно-методический комплекс полноценно был включен в образовательный процесс института с 2008 года, что обусловило:
- повышение качественной успеваемости в среднем на 15% (по результатам Интернет-тестирования);
- по данным анонимного анкетирования студентов очной, заочной формы обучения (276 респондентов) по вопросу о пользе данного издания при изучении психологических дисциплин охарактеризовали: 89% как безусловно полезное, 11% как основу при подготовке по данному предмету.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su