Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Психофизиология» (учебник, издание 3-е, переработанное и дополненное)


Автор:

Рекомендовано МО РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и биологическим специальностям.

Актуальность
Особенностью данного учебника является то, что в нем сочетаются взгляды отечественных и зарубежных авторов, учтены издания последних лет. Практически в каждой теме излагается противоречивость представлений, причем описываются сильные и слабые стороны этих представлений. Психофизиология предстает в виде живой науки, развивающейся в противоречивом пространстве исследований. Учебник имеет авторский и предметный указатели, позволяющие быстрый поиск информации. Практически на каждой странице представлены иллюстрации, что  в значительной мере облегчается процесс освоения материала. В нем излагаются темы, никогда ранее не представленные в такого рода учебниках: психофизиология пола, психофизиология аддиктивного поведения, психофизиология старения, паранатальная психофизиология. В результате человек представлен не неким средним бесполым существом, а  мужчиной или женщиной на том или ином этапе развития.

 

Рисунки весьма разнообразны: это и полотна известных художников, и фотографии людей в процесс решения той или иной задачи, и срезы мозга или части клеток – все направлено на то, чтобы сделать процесс восприятия психофизиологии не абстрактным, а живым, описывающим то, что прямо сейчас происходит, происходило или будет происходить в сознании и организме читателя. В конце каждой главы есть словарь, что способствует закреплению материала. Еще одой особенностью учебника является отсутствие излишней сложности в изложении: материал предлагается в весьма доступной форме, но, тем не менее, излагается научным языком, сохраняется очень тонкое сочетание между  простотой и научностью.

Социальная, научная и практическая значимость
Социальная значимость учебника состоит в том, что в нем с научной точки зрения излагаются многие явления общественной жизни, которые преимущественно отданы на обсуждение непрофессионалов: формирование пола, в том числе механизмы изменения половой идентичности или сексуальной ориентации; формирование зависимой личности и психофизиологические механизмы, объединяющие химические и нехимические аддикции; механизмы старения организма и способы, способствующие сохранению эффективности функционирования мозговых структур в любом возрасте; механизмы формирования будущего здоровья ребенка во внутриутробном периоде и сразу после рождения. В главе «Адаптация» рассматриваются проблемы миграции населения и толерантности.
Научная значимость состоит в том, что структура учебника и излагаемый в нем материал способствуют развития критического мышления у будущих психологов, медиков и биологов, закладывает у будущих профессионалов широкий взгляд на психофизиологические механизмы, лежащие в основе жизнедеятельности человека.
Практическая значимость состоит в том, что в каждой главе теоретические исследования иллюстрируются живыми примерами,  позволяющими помочь применять  определенные знания в ежедневной практике. Например, при описании  боли описываются все механизмы, лежащие в основе ощущения недомогания при гриппе или простуде, что позволяет читателю самому сформулировать те действия, которые необходимы не только для снятия болезненных ощущений, но и устранения самой причины – инфекции.  

Значение для развития психологии
Любая наука, в том числе и психология, нуждается в специалистах, имеющих глубокие знания в области, в которой они реализуют свою деятельность. Психофизиология – базовый курс, знание которого облегчает самостоятельную постановку задач в любой области психологии.

Цели
Цели учебника состоят в том, чтобы предложить заинтересованным людям психофизиологические знания, с одной стороны, в доступной форме, с другой стороны – показать борьбу взглядов разных направлений исследователей при решении тех или иных вопросов. Предлагаются базовые принципы подхода к изучению психологических явлений, позволяющие делать самостоятельные выводы при практическом решении тех или иных задач психологии.

Аудитория, на которую рассчитан проект
Студенты, преподаватели вузов, медицинские работники, психологи.

Основное содержание работы (или ее этапы):
1 глава. Биологические основы психики.
2 глава. Методы получения психофизиологической информации.
3 глава. Психофизиологические механизмы адаптивного поведения.
4 глава. Функциональная асимметрия мозга. 
5 глава. Психофизиология восприятия (начало).
6 глава. Психофизиология восприятия (продолжение).
7 глава. Психофизиология движения. 
8 глава. Психофизиология бодрствования.
9 глава. Психофизиология сна.
10 глава. Психофизиология внимания.
11 глава. Психофизиология неосознаваемых процессов.
12 глава. Психофизиология осознанных процессов.
13 глава. Психофизиология эмоций.
14 глава. Психофизиологические подходы к анализу творчества, мышления, интеллекта и креативности.
15 глава. Психофизиология памяти и научения.
16 глава  Речь.
17 глава. Психофизиология пола.
18 глава. Психофизиологические механизмы старения.
19 глава. Психофизиологические механизмы аддиктивного поведения.
20 глава. Паранатальная психофизиология.

Результаты, выводы
Учебник включает 20 глав, 278 иллюстраций. Все это изложено на 624 страницах.
Издан в Издательстве Пер Се, Москва. Учебник рекомендован МО РФ


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su