- Калмыкова Ольга Владимировна(Йошкар-Ола) 
	Актуальность
Требования к модернизации высшего образования предполагают внедрение  новых прогрессивных  технологий, обеспечивающих оптимальное использование ресурсов вуза  и раскрытие потенциалов субъектов образовательного пространства. К числу такого рода технологий следует отнести  в первую очередь систему психологического сопровождения участников образовательного процесса на всех ее этапах.
	Этап профессионализации, который приходится на годы обучения в вузе – важнейший этап в становлении личности. Именно здесь происходит не только профессиональная, но главным образом личностная идентификация человека.
	 
	Для определения основных стратегических ориентиров в психологическом сопровождении  развития личности специалиста в условиях современного вуза необходимы программы социально-психологической поддержки студентов.
Содержание деятельности психологической службы должно включать, на наш взгляд, несколько составляющих: обязательный компонент, определенный нормативными документами для психологической службы в системе высшего образования и некоторые специальные компоненты, реализуемые с учетом региональных условий и специфики вуза.
Наш институт, Межрегиональный открытый социальный институт - единственный вуз в Республике Марий Эл, в котором в течение трех лет действует Психологическая служба. Есть опыт в реализации программ психологической помощи студентам. Основными направлениями деятельности службы являются психологическое консультирование, психологическая диагностика (индивидуальная и групповая), тренинговые занятия, психологическая профилактика.
Одним из важнейших направлений психологической работы в вузе является психологическое сопровождение студентов-первокурсников в период адаптации к вузовской системе обучения.
Социально-психологическая адаптация - это вхождение человека в систему внутригрупповых отношений и приспособление к этим отношениям, выработку образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данной группы, приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения в этой группе.
Социальная значимость программы. Обеспечение социально-психологической адаптации студентов к вузу, развитие социальной сплоченности, активности и социального самоопределения личности современного представителя студенческого сообщества.
	Научная значимость 
	В ходе реализации проекта было доказано, что   процесс социально- психологической  адаптации будет успешным если будут созданы следующие психолого- педагогические условия:
	• Проведение психолого- педагогической  диагностики  процесса адаптации студентов  к вузовскому обучению.
	• Создание Психологической службы вуза.
	• Разработка и апробация Программы социально-психологической адаптации с целью формирования личностных качеств.
	Практическая значимость
Реализована модель создания Психологической службы на базе Межрегионального открытого социального института, в рамках которой успешно реализуются три направления: диагностическое, консультативное и развивающее.
Цель программы: выявить условия успешной социально-психологической адаптации студентов- первокурсников.
	Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
	2. Теоретически обосновать совокупность факторов, влияющих на процесс адаптации;
	3. Выявить психолого-педагогические условия успешной социально-психологической адаптации студентов к вузу.
	Аудитория, на которую рассчитана программа  
	Программа рассчитана на все возрастные категории студентов, т.е на всех этапах обучения в вузе проблема социально-психологической адаптации актуальна.
	Основное содержание программы
	Предлагаемая программа направлена на   скорейшую адаптацию вчерашних школьников к вузовской системе обучения. Студенту надо помочь осознать имеющиеся ре¬сурсы, способствующие формированию здорового жизненного стиля, помочь развить эти ресурсы и на их основе помочь сформировать стратегии и навыки здорово¬го поведения. Профилактика нарушений психического здоровья направлена на развитие наиважнейших качеств личности, способствующих повышению социальной компетентности и эффективному процессу преодоления жизненных стрессов, а также обучение его соответствующим навыкам и приемам, способствующим более успешной социально-психологической адаптации.
Составители программы считают, что согласование таких составляющих, как интеллектуальные, эмоционально-волевые и коммуникативные особенности личности молодого человека будет являться залогом противостояния деструктивным наклонностям и привычкам, асоциальному поведению; быстрой адаптации к вузу и укреплению психического здоровья студента.
Программа является частью модели организации воспитательного процесса в институте.
	Основные мероприятия адаптационной программы
	1. Проведение психологических тренинговых занятий с целью формирования сплоченности и развития чувства доверия  в студенческих группах на начальных этапах ее формирования.
	2. Диагностика степени адаптированности к вузовской системе обучения студентов первых курсов, выявление основных трудностей в процессе адаптации.
	3. Психологическая диагностика  на предмет выявления личностных характеристик.
	4. Обучение  студентов приемам снятия психологического напряжения в период экзаменационной сессии,  методам саморегуляции.
	5. Выявление конфликтных ситуаций в учебных группах. Проведение профилактических мероприятий с потенциальными участниками конфликтов.
Первый этап (2005-2006 учебный год.) связан с выбором и теоретическим осмыслением темы исследования на основе анализа психолого- педагогической литературы. На данном этапе была создана Психологическая служба, как одно из условий успешной адаптации; разработаны основные положения, регламентирующие ее деятельность. Разрабатывался категориальный аппарат исследования. Проводился констатирующий эксперимент.
Второй этап (2006-2007учебный год.). Осуществлялась реализация программы социально-психологической помощи студентам-первокурсникам как условие успешной адаптации к вузовской системе обучения.
Третий этап (2007-2008 учебный год.) Систематизировались, обобщались и обрабатывались данные, полученные в ходе экспериментального исследования, формулировались основные выводы.
	Результаты
	В течение трех учебных годов осуществлялась реализация данного проекта. Результаты исследования представлены в тезисах и статьях, в том числе и статье ВАК, в монографии.
	Выводы
	Опыт, накопленный в ходе реализации Программы социально-психологической адаптации студентов к вузу, позволяет сделать вывод о том, что процесс психологического сопровождения студентов  может быть успешным только при условии его профессиональной поддержки специалистами Психологической службы.   


