Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Программа социально-психологической адаптации студентов к вузу в рамках психологической службы»


Актуальность
Требования к модернизации высшего образования предполагают внедрение  новых прогрессивных  технологий, обеспечивающих оптимальное использование ресурсов вуза  и раскрытие потенциалов субъектов образовательного пространства. К числу такого рода технологий следует отнести  в первую очередь систему психологического сопровождения участников образовательного процесса на всех ее этапах.

Этап профессионализации, который приходится на годы обучения в вузе – важнейший этап в становлении личности. Именно здесь происходит не только профессиональная, но главным образом личностная идентификация человека.
 
Для определения основных стратегических ориентиров в психологическом сопровождении  развития личности специалиста в условиях современного вуза необходимы программы социально-психологической поддержки студентов.

Содержание деятельности психологической службы должно включать, на наш взгляд, несколько составляющих: обязательный компонент, определенный нормативными документами для психологической службы в системе высшего  образования  и некоторые  специальные компоненты, реализуемые  с учетом региональных условий и специфики вуза.

Наш институт, Межрегиональный открытый социальный институт - единственный вуз  в  Республике  Марий Эл, в котором  в течение трех лет действует Психологическая служба.  Есть  опыт в реализации программ психологической помощи  студентам.  Основными направлениями деятельности службы  являются психологическое консультирование, психологическая диагностика (индивидуальная и групповая), тренинговые занятия, психологическая  профилактика.

Одним из важнейших направлений  психологической работы в вузе является психологическое сопровождение студентов-первокурсников в период адаптации к вузовской системе обучения.

Социально-психологическая адаптация - это вхождение человека в систему внутригрупповых отношений и приспособление к этим отношениям, выработку образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данной группы, приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения в этой группе.

Социальная значимость программы.   Обеспечение социально-психологической адаптации студентов к вузу, развитие социальной сплоченности, активности и социального самоопределения личности современного представителя студенческого сообщества.

Научная значимость 
В ходе реализации проекта было доказано, что   процесс социально- психологической  адаптации будет успешным если будут созданы следующие психолого- педагогические условия:
• Проведение психолого- педагогической  диагностики  процесса адаптации студентов  к вузовскому обучению.
• Создание Психологической службы вуза.
• Разработка и апробация Программы социально-психологической адаптации с целью формирования личностных качеств.

Практическая значимость
Реализована модель создания Психологической службы на базе Межрегионального открытого социального института, в рамках которой успешно реализуются три направления: диагностическое, консультативное и развивающее.

Цель программы: выявить условия успешной социально-психологической  адаптации студентов- первокурсников.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
2. Теоретически обосновать совокупность факторов, влияющих на процесс адаптации;
3. Выявить психолого-педагогические условия успешной социально-психологической адаптации студентов к вузу.

Аудитория, на которую рассчитана программа  
Программа рассчитана на все возрастные категории студентов, т.е на всех этапах обучения в вузе проблема социально-психологической адаптации актуальна.

Основное содержание программы
Предлагаемая программа направлена на   скорейшую адаптацию вчерашних школьников к вузовской системе обучения. Студенту надо помочь осознать имеющиеся ре¬сурсы, способствующие формированию здорового жизненного стиля, помочь развить эти ресурсы и на их основе помочь сформировать стратегии и навыки здорово¬го поведения. Профилактика нарушений психического здоровья направлена на развитие наиважнейших качеств личности, способствующих повышению социальной компетентности и эффективному процессу преодоления жизненных стрессов, а также обучение его соответствующим навыкам и приемам, способствующим более успешной социально-психологической адаптации.

Составители программы считают, что согласование таких составляющих, как интеллектуальные, эмоционально-волевые и коммуникативные особенности личности молодого человека будет     являться залогом противостояния деструктивным наклонностям и привычкам, асоциальному поведению; быстрой адаптации к вузу и  укреплению психического здоровья студента.

Программа является частью модели организации воспитательного процесса в институте.

Основные мероприятия адаптационной программы
1. Проведение психологических тренинговых занятий с целью формирования сплоченности и развития чувства доверия  в студенческих группах на начальных этапах ее формирования.
2. Диагностика степени адаптированности к вузовской системе обучения студентов первых курсов, выявление основных трудностей в процессе адаптации.
3. Психологическая диагностика  на предмет выявления личностных характеристик.
4. Обучение  студентов приемам снятия психологического напряжения в период экзаменационной сессии,  методам саморегуляции.
5. Выявление конфликтных ситуаций в учебных группах. Проведение профилактических мероприятий с потенциальными участниками конфликтов.

Первый этап (2005-2006 учебный год.) связан с выбором и теоретическим осмыслением темы исследования на основе анализа психолого- педагогической литературы. На данном этапе была создана Психологическая служба, как одно из условий успешной адаптации;  разработаны основные положения, регламентирующие ее деятельность. Разрабатывался категориальный аппарат исследования. Проводился констатирующий эксперимент.

Второй этап (2006-2007учебный год.). Осуществлялась реализация программы социально-психологической помощи  студентам-первокурсникам как условие успешной адаптации к вузовской системе обучения.

Третий этап (2007-2008 учебный год.) Систематизировались, обобщались и обрабатывались данные, полученные в ходе экспериментального исследования, формулировались основные выводы. 

Результаты
В течение трех учебных годов осуществлялась реализация данного проекта. Результаты исследования представлены в тезисах и статьях, в том числе и статье ВАК, в монографии.

Выводы
Опыт, накопленный в ходе реализации Программы социально-психологической адаптации студентов к вузу, позволяет сделать вывод о том, что процесс психологического сопровождения студентов  может быть успешным только при условии его профессиональной поддержки специалистами Психологической службы.   


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su