«Детская и подростковая психотерапия» (учебник для бакалавриата и магистратуры)
Актуальность, новизна, значимость проекта
Это первый отечественный учебник по детской и подростковой психотерапии, ориентированный на психологическую, немедицинскую модель психотерапии, что во многом определяет его инновационный характер. Значимость и актуальность учебника обусловлены современной ситуацией в сфере подготовки специалистов, способных оказывать психологическую помощь детям и семьям, растущим запросом населения на такую помощь, потребностью в учебном издании, которое обобщало бы и систематизировало проблемы и вопросы, существующие в этой области.
В учебнике даны представления о современных направлениях и методах психотерапии с детьми и подростками, возможные пути психологической помощи детям и семьям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.
У каждой главы — свои авторы со своими взглядами на вопросы психотерапии (среди которых известные психотерапевты, признанные лидеры направлений, имеющие богатый опыт практической психологической работы, а также молодые психологи, их ученики). Однако, несмотря на то, что авторы разрабатывают разные подходы, все они разделяют следующие принципы:
- любая форма психотерапевтического процесса рассматривается как диалог между ребенком и терапевтом;
- отношение к ребенку как к человеку, обладающему правом быть самим собой, правом на автономию, правом быть понятым и принятым;
- отношение к родителям как к союзникам в психотерапии с детьми, понимание необходимости их поддержки.
Основное содержание работы
Учебник состоит из четырех разделов, включающих 20 глав. В первом разделе (главы 1 и 2) формулируются общие принципы и понятия детской и подростковой психотерапии, определяется специфика психотерапевтической работы с детьми, интегрируются некоторые положения, отражающие современные представления о психотерапии с детьми и подростками в разных подходах. Ключевыми в этом разделе являются понятия «развитие», «семья», отношения «ребенок — родители».
Во втором разделе (главы 3 — 13) рассматриваются основные направления психотерапии с детьми и подростками: детский психоанализ, детский юнгианский анализ, гештальт-терапия, символдрама, игровая и песочная психотерапия, постклассические методы психотерапии с детьми, варианты интегративной модели психотерапии и поведенческая терапия. Здесь же описаны конкретные психологические приемы и средства, способствующие организации и осмыслению детского опыта. Завершает раздел глава, посвященная исследованиям эффективности различных подходов в детской и подростковой психотерапии.
В третьем разделе (главы 14 — 16) анализируются подходы к психологической работе с проблемами, по отношению к которым дети и подростки представляют собой группу риска, и с расстройствами, которые наиболее тесно связаны с подростковым возрастом (нарушения пищевого поведения, аддикции).
Четвертый раздел (главы 17 — 20) посвящен проблемам психологической помощи и сопровождения семьи и детей в трудных жизненных ситуациях, когда задача психотерапевта и психолога прямо соответствует исконному значению слова «терапия» — «забота, уход, попечение».
Результаты, выводы
В результате освоения материала, представленного в учебнике, читатели узнают об основных направлениях, подходах и методах психотерапии с детьми и подростками; ознакомятся с принципами организации помощи детям и семьям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Смогут рассматривать проблему ребенка в контексте его возраста, социокультурной и семейной ситуации, соотносить методы работы с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка.
Учебник адресован магистрам и студентам, специализирующимся в области консультативной психологии, детского и семейного консультирования и психотерапии, психологии развития и психологии семьи. Он также будет полезен всем тем, чья деятельность связана с оказанием психологической помощи детям, подросткам и их родителям.