- Филиппова Елена Валентиновна
кандидат психологических наук, заведующая кафедрой детской и семейной психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
- Баенская Елена Ростиславовна
доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории содержания и методов коррекционного обучения детей с эмоциональными нарушениями, Институт коррекционной педагогики РАО (Москва)
- Будинайте Гражина Леонардовна
кандидат психологических наук, доцент департамента психологии факультета социальных наук, академический руководитель образовательной программы «Системная семейная психотерапия», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва)
- Булыгина Мария Вячеславовна
кандидат психологических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой детской и семейной психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
- Венгер Александр Леонидович
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии факультета социальных и гуманитарных наук, Государственный университет «Дубна» (Дубна)
- Гаврилова Татьяна Павловна
кандидат психологических наук, профессор кафедры детской и семейной психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
- Гончарова Елена Львовна
доктор психологических наук, главный научный сотрудник, профессор кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии факультета специального (дефектологического) образования, ЛГУ им. А.С.Пушкина (Москва, Санкт-Петербург)
- Дмитриева Дарья Владимировна
частная практика (Москва)
- Калина Олег Геннадьевич
кандидат психологических наук, кандидат химических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
- Кедрова Наталия Бонифатьевна
доцент кафедры детской и семейной психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
- Либлинг Мария Михайловна
кандидат психологических наук, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом, Институт коррекционной педагогики РАО (Москва)
- Морозова Елена Ивановна
кандидат психологических наук, доцент кафедры детской психиатрии и психотерапии, Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования (Москва)
- Никольская Ольга Сергеевна
доктор психологических наук, профессор кафедры детской и семейной психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
- Обухов-Козаровицкий Яков Леонидович
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека «Дубна» (Москва)
- Папонова Анна Игоревна
частнопрактикующий психолог, (Москва, Сочи)
- Радионова Мария Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
- Томилова Анастасия Владимировна
кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, специалист в области психологии пищевого поведения и коррекции лишнего веса, частная практика (Москва)
- Уланов Максим Александрович
научный сотрудник, преподаватель кафедры общей психологии Института общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Москва)
- Фазлеева Александра Михайловна
детский аналитический психолог, арт-терапевт, Психологический Центр "Другой взгляд" (Москва)
- Федунина Наталия Юрьевна
кандидат психологических наук, психолог, Центр спортивных технологий и подготовки спортивных команд Москомспорта (Москва)
Актуальность, новизна, значимость проекта
Это первый отечественный учебник по детской и подростковой психотерапии, ориентированный на психологическую, немедицинскую модель психотерапии, что во многом определяет его инновационный характер. Значимость и актуальность учебника обусловлены современной ситуацией в сфере подготовки специалистов, способных оказывать психологическую помощь детям и семьям, растущим запросом населения на такую помощь, потребностью в учебном издании, которое обобщало бы и систематизировало проблемы и вопросы, существующие в этой области.
В учебнике даны представления о современных направлениях и методах психотерапии с детьми и подростками, возможные пути психологической помощи детям и семьям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.
У каждой главы — свои авторы со своими взглядами на вопросы психотерапии (среди которых известные психотерапевты, признанные лидеры направлений, имеющие богатый опыт практической психологической работы, а также молодые психологи, их ученики). Однако, несмотря на то, что авторы разрабатывают разные подходы, все они разделяют следующие принципы:
- любая форма психотерапевтического процесса рассматривается как диалог между ребенком и терапевтом;
- отношение к ребенку как к человеку, обладающему правом быть самим собой, правом на автономию, правом быть понятым и принятым;
- отношение к родителям как к союзникам в психотерапии с детьми, понимание необходимости их поддержки.
Основное содержание работы
Учебник состоит из четырех разделов, включающих 20 глав. В первом разделе (главы 1 и 2) формулируются общие принципы и понятия детской и подростковой психотерапии, определяется специфика психотерапевтической работы с детьми, интегрируются некоторые положения, отражающие современные представления о психотерапии с детьми и подростками в разных подходах. Ключевыми в этом разделе являются понятия «развитие», «семья», отношения «ребенок — родители».
Во втором разделе (главы 3 — 13) рассматриваются основные направления психотерапии с детьми и подростками: детский психоанализ, детский юнгианский анализ, гештальт-терапия, символдрама, игровая и песочная психотерапия, постклассические методы психотерапии с детьми, варианты интегративной модели психотерапии и поведенческая терапия. Здесь же описаны конкретные психологические приемы и средства, способствующие организации и осмыслению детского опыта. Завершает раздел глава, посвященная исследованиям эффективности различных подходов в детской и подростковой психотерапии.
В третьем разделе (главы 14 — 16) анализируются подходы к психологической работе с проблемами, по отношению к которым дети и подростки представляют собой группу риска, и с расстройствами, которые наиболее тесно связаны с подростковым возрастом (нарушения пищевого поведения, аддикции).
Четвертый раздел (главы 17 — 20) посвящен проблемам психологической помощи и сопровождения семьи и детей в трудных жизненных ситуациях, когда задача психотерапевта и психолога прямо соответствует исконному значению слова «терапия» — «забота, уход, попечение».
Результаты, выводы
В результате освоения материала, представленного в учебнике, читатели узнают об основных направлениях, подходах и методах психотерапии с детьми и подростками; ознакомятся с принципами организации помощи детям и семьям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Смогут рассматривать проблему ребенка в контексте его возраста, социокультурной и семейной ситуации, соотносить методы работы с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка.
Учебник адресован магистрам и студентам, специализирующимся в области консультативной психологии, детского и семейного консультирования и психотерапии, психологии развития и психологии семьи. Он также будет полезен всем тем, чья деятельность связана с оказанием психологической помощи детям, подросткам и их родителям.