Семинары-тренинги для педагогов по вопросам межкультурной коммуникации, проблемам языковой и социальной интеграции учащихся в рамках городской программы «Толерантность 2011-2015»
Санкт-Петербург всегда был «открытым» городом, объединяя многообразие культур. Можно говорить о том, что толерантность, уважение были и остаются важными характеристиками истинного петербуржца. Основным институтом социализации человека, где закладываются и укрепляются установки и ценности личности, является семья. Однако современная семья переживает кризис, далеко не всегда родители оказываются способны передать детям желание и навык жить в уважении и внимании к другим людям - иногда не умеют, иногда не хотят или не имеют времени. И тогда практически единственным пространством, где возможна успешная трансляция ценностей сотрудничества, гражданского единства и толерантности, становится образовательное учреждение.
Современный мир становится более динамичным, агрессивным, конкурентным. Эти процессы находят свое отражение и в образовательной среде, вследствие чего в учебном учреждении все чаще отмечаются такие социально-психологические феномены, как формирование стереотипов, в том числе этнических, повышение конфликтности, порой ничем не прикрытая агрессия к «иным». Содержательные задачи, порожденные современной ситуацией, требуют изменений в формах педагогического и психологического воздействия на детей и подростков. И ключевой фигурой, которая может совладать с такими негативными тенденциями, регулятором продуктивной и конструктивной образовательной среды, является учитель.
Именно Педагог, каждым действием, решением, поступком, стилем взаимодействия, оказывает постоянное и чрезвычайно важное влияние на взрослеющего человека – будущего гражданина, носителя ценностей толерантности, сотрудничества и взаимоуважения.
Таким образом, необходимой и отвечающей запросам современности является осуществление регулярной работы с педагогическим сообществом Санкт-Петербурга, направленной на решение следующих практических психологических задач:
- Формирование и усиление мотивации педагогов к работе по формированию толерантной, безопасной школьной среды, трансляции ценностей взаимоуважения, сотрудничества и готовности к диалогу.
- Укрепление собственной готовности педагогического сообщества к изменениям в соответствии с требованиями внешней среды, в том числе, профилактика профессионального выгорания.
-
Расширение арсенала социально-психологических знаний и навыков, необходимых для организации продуктивного диалога между всеми участниками образовательного процесса (учащимися, родителями, коллегами, администрацией):
- психологические особенности возраста
- эмоциональная регуляция
- коммуникативные навыки
- медиаторство и разрешение конфликтов
- работа со стереотипами,
- интерактивные методы работы.
Наиболее продуктивным форматом работы для решения перечисленных задач представляется семинар-тренинг. Семинарская составляющая включает информирование участников о ключевых психологических закономерностях образовательной среды. Тренинговый компонент позволяет в интерактивной форме апробировать предлагаемые знания и технологии, способствуя их интеграции в практический опыт участников.
Цели проекта:
- формирование и укрепление установки на трансляцию ценностей толерантности и гражданского единства учащимся;
- обмен опытом и освоение технологий формирования толерантности и взаимоуважения;
- формирование банка идей и технологий по формированию толерантности и организации диалога в процессе обучения.
Аудитория проекта:
- представители администрации государственных образовательных учреждений (заместители директоров по учебно-воспитательной работе, педагоги-организаторы);
- психологи и социальные педагоги государственных образовательных учреждений;
- учителя-предметники государственных образовательных учреждений;
- преподаватели начальной школы, классные руководители государственных образовательных учреждений;
- преподаватели государственных профессиональных образовательных учреждений;
- воспитатели государственных дошкольных образовательных учреждений (с 2014 года).
Для каждой целевой группы задачи программ семинаров были конкретизированы с учетом их специфики деятельности. Вместе с тем, охват педагогического сообщества на разных уровнях, от школьной администрации до воспитателей, позволяет разносторонне подходить к решению поставленных задач и интегрировать практические способы трансляции ценностей толерантности и взаимоуважения в образовательную среду с разных «точек входа».
Хронология развития проекта:
2011 год – 3 семинара-тренинга, 37 участников.
2012 год – 75 семинаров-тренингов, 946 педагогов.
2013 год – базовая программа: 75 семинаров-тренингов, 910 педагогов. Для участников, принявших участие в программе в 2011-2012 годах, разработан и проведен семинар-тренинг по углубленной программе (часть 2) – 25 семинаров-тренингов, 307 человек.
2014 год – 42 семинара-тренинга, 693 человека. Разработка и проведение занятий для педагогических коллективов 10 образовательных учреждений Санкт-Петербурга – 20 занятий, 563 педагога.
Таким образом, в программе приняли участие более 3400 представителей педагогического сообщества Санкт-Петербурга.
Основные темы, обсуждаемые в ходе семинара-тренинга:
- Актуальность и значимость проблемы создания толерантной среды в процессе обучения в современных условиях культурного многообразия
- Взаимопонимание и интеграция педагогов, учащихся и родителей – условие безопасной и комфортной деятельности по освоению учебных предметов
- Личностные возможности и ограничения педагогов в создании атмосферы безопасности и взаимопонимания в учебном процессе.
- Формы и методы воспитания гражданского единства и толерантности средствами учебного процесса
Каждая тема включает анализ и отработку соответствующих практических психологических знаний, умений и навыков.
Ключевые особенности реализации проекта:
- Использование логики обучения по следующему принципу: от усвоения установок к освоению навыков, технологий и методов
- Включение методического компонента (в т.ч., методическое пособие для каждого участника)
- «Экологическая валидность» опыта, полученного в результате участия в семинаре-тренинге, возможность адаптации используемых форм работы под конкретные цели при работе с педагогическим коллективом, классом, отдельным учеником или родителем.
Проект предусматривает посттренинговое сопровождение. Участникам было предложено в течение месяца после окончания программы обращаться с вопросами и за консультациями. Консультации и обсуждение интересующих участников вопросов проходили в формате личных встреч, телефонных переговоров и электронной переписке.
Значимыми практическими результатами для участников проекта можно считать повышение уровня межкультурной компетентности педагогов, в том числе, за счет развития необходимых навыков, исследование личностных и профессиональных возможностей и ограничений, получение профессиональной поддержки, профилактика профессионального выгорания, фасилитация разработки собственных проектов, направленных на укрепление толерантности и взаимоуважения в образовательной среде.
Для психологической практики реализация проекта имеет большое значение, т. к. в его основание легли анализ большого объема опыта взаимодействия с педагогами разного стажа и категорий, владение психологической теорией и инструментарием, знание разнообразных подходов к психологической работе с детьми, подростками, родителями, коллегами, учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого участника образовательного процесса. Большой эмпирический и диагностический материал, накопленный в ходе проведения семинаров-тренингов, дает возможность для развития научного знания и основания для проведения дальнейшей практической работы в данном направлении.
Проект является примером возможностей применения психологических знаний в работе с различными категориями участников. Важной составляющей успешности проведенных программ стало применение современных технологий активного социально-психологического обучения, что обеспечило включенность и мотивированность большинства участников, и, самое главное, интеграцию полученного участниками опыта в собственную профессиональную деятельность.