Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Комплексное сопровождение замещающих семей» (программа сопровождения, построенная на основе научно-исследовательской работы)


Актуальность проекта

Вопросы жизнеустройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы находятся на острие политических, научных и общественных обсуждений. Данный проект посвящен актуальной теме социально-психологической адаптации и сопровождения детей-сирот и принимающих родителей в замещающей семье.

Научная и практическая значимость решения данной проблемы довольно высока, поскольку проживание приемных детей в замещающих семьях и модели семейной реабилитации детей-сирот получают все большую распространенность в различных странах, в том числе и в России. Вместе с тем возникновение психологических, социальных, педагогических и иных трудностей и недостаток специальной подготовки принимающих родителей снижает эффективность их взаимодействия с приемными детьми, может приводить к вторичным отказам от детей, что делает необходимым поиск новых путей разрешения этих проблем, создание научно-обоснованных программ помощи и поддержки замещающих семей.

Целью нашего проекта является разработка, апробация и выявление эффективности комплексной программы социально-психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом их возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей.

Основные задачи программы: повышение уровня социально-психологической адаптации и эмоциональной компетентности членов замещающих семей, оптимизация эмоциональных состояний, улучшение психологического климата в семьях, профилактика вторичных отказов и эмоционального выгорания у принимающих родителей.

Этапы и содержание работы

1. На основе теоретического обзора исследований отечественных и зарубежных авторов разработана и методологически обоснована структура социально-психологической адаптивности членов замещающих семей, включающая в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, которые описываются через характеристику представления о себе, представления о мире, ценностные установки, стратегии поведения и эмоциональные состояния личности.

2. В ходе психодиагностического исследования, проведенного на базе Детской деревни-SOS и детского дома (общее количество выборки составляет 133 респондента, в том числе 98 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 10 замещающих семей и 35 экспертов), изучены возрастные и гендерные особенности социально-психологической адаптации членов замещающих семей, которые проанализированы в соответствии с предложенной моделью, что послужило основанием для выявления типичных сложностей, испытываемых членами семей в процессе совместного проживания, и позволило наметить пути их преодоления.

3. По результатам анализа разработана и внедрена в практику в условиях Детской деревни-SOS комплексная программа сопровождения замещающих семей, включающая семейную арт-терапию; индивидуальную психотерапию, психологическое консультирование и семинары-тренинги для принимающих родителей; коррекционно-развивающие занятия для детей раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста с учетом гендерных, возрастных и индивидуальных особенностей детей-сирот, а также доказана ее эффективность.

4. Осуществлена подготовка и апробация инновационного инструментария в 4-х книгах в виде практических пособий – Арт-книг для приемных детей и принимающих родителей и методических пособий к ним. Пособия имеют междисциплинарный характер, практико-ориентированную направленность и предназначаются для проведения долгосрочной арт-терапевтической работы в процессе сопровождения замещающих семей.

5. Выпущены познавательные буклеты для детей-сирот и принимающих родителей по актуальным для них социальным и психолого-педагогическим проблемам.

6. Разработаны новые магистерская и бакалаврская образовательные программы по сопровождению детей-сирот и замещающих семей и внедрены в практику высшего образования дисциплины по выбору для студентов вузов по направлениям «Психология» и «Социальная работа».

7. Организована волонтерская работа студентов Псковского государственного университета с детьми, лишенными родительского попечения, проживающими в детском доме и Детской деревне-SOS.

Результаты и выводы

В ходе изучения эффективности программы выявлено значимое улучшение эмоционального состояния и познавательных способностей детей из замещающих семей, снижение уровня тревожности, астении и депрессивных реакций, выявлены тенденции к снижению детских страхов, фобий и расстройств сна по сравнению с контрольной группой воспитанников детского дома. Произошли качественные изменения в самосознании детей, связанные с их отношением к окружающему миру и к значимым другим, повысился процент детей с позитивным образом «Я». Категоричность, полярность, слабая дифференцированность представления о себе, неадекватная самооценка детей-сирот сменились принятием себя, самоуважением, обоснованностью самооценки. Снизился процент типичных для сирот малопродуктивных реакций в конфликтных ситуациях (обвинение окружающих, нежелание признать свою вину, агрессия), пришло осознание своей роли в их возникновении и т.д. У принимающих родителей возросла критичность и адекватность самооценки, они лучше стали понимать мотивы и переживания как свои, так и других людей, находить новые ресурсы для самореализации.

По результатам работы опубликованы: сборник авторских коррекционно-развивающих программ и методических материалов для специалистов; коллективная научная монография; комплект практических и научно-методических пособий в 4-х книгах по сопровождению замещающих семей для специалистов по арт-терапии; новые образовательные программы для студентов вуза по работе с детьми-сиротами и с замещающими семьями; 28 научных статей и тезисов докладов; осуществлено выступление с презентациями и мастер-классами на конференциях всероссийского и международного уровня.

Работа выполнена в 2013-2014 гг. при поддержке РГНФ и администрации Псковской области в рамках проекта №13-16-60002

Научные результаты и список публикаций по проекту...


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su