«Комплексное сопровождение замещающих семей» (программа сопровождения, построенная на основе научно-исследовательской работы)
Актуальность проекта
Вопросы жизнеустройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы находятся на острие политических, научных и общественных обсуждений. Данный проект посвящен актуальной теме социально-психологической адаптации и сопровождения детей-сирот и принимающих родителей в замещающей семье.
Научная и практическая значимость решения данной проблемы довольно высока, поскольку проживание приемных детей в замещающих семьях и модели семейной реабилитации детей-сирот получают все большую распространенность в различных странах, в том числе и в России. Вместе с тем возникновение психологических, социальных, педагогических и иных трудностей и недостаток специальной подготовки принимающих родителей снижает эффективность их взаимодействия с приемными детьми, может приводить к вторичным отказам от детей, что делает необходимым поиск новых путей разрешения этих проблем, создание научно-обоснованных программ помощи и поддержки замещающих семей.
Целью нашего проекта является разработка, апробация и выявление эффективности комплексной программы социально-психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом их возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей.
Основные задачи программы: повышение уровня социально-психологической адаптации и эмоциональной компетентности членов замещающих семей, оптимизация эмоциональных состояний, улучшение психологического климата в семьях, профилактика вторичных отказов и эмоционального выгорания у принимающих родителей.
Этапы и содержание работы
1. На основе теоретического обзора исследований отечественных и зарубежных авторов разработана и методологически обоснована структура социально-психологической адаптивности членов замещающих семей, включающая в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, которые описываются через характеристику представления о себе, представления о мире, ценностные установки, стратегии поведения и эмоциональные состояния личности.
2. В ходе психодиагностического исследования, проведенного на базе Детской деревни-SOS и детского дома (общее количество выборки составляет 133 респондента, в том числе 98 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 10 замещающих семей и 35 экспертов), изучены возрастные и гендерные особенности социально-психологической адаптации членов замещающих семей, которые проанализированы в соответствии с предложенной моделью, что послужило основанием для выявления типичных сложностей, испытываемых членами семей в процессе совместного проживания, и позволило наметить пути их преодоления.
3. По результатам анализа разработана и внедрена в практику в условиях Детской деревни-SOS комплексная программа сопровождения замещающих семей, включающая семейную арт-терапию; индивидуальную психотерапию, психологическое консультирование и семинары-тренинги для принимающих родителей; коррекционно-развивающие занятия для детей раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста с учетом гендерных, возрастных и индивидуальных особенностей детей-сирот, а также доказана ее эффективность.
4. Осуществлена подготовка и апробация инновационного инструментария в 4-х книгах в виде практических пособий – Арт-книг для приемных детей и принимающих родителей и методических пособий к ним. Пособия имеют междисциплинарный характер, практико-ориентированную направленность и предназначаются для проведения долгосрочной арт-терапевтической работы в процессе сопровождения замещающих семей.
5. Выпущены познавательные буклеты для детей-сирот и принимающих родителей по актуальным для них социальным и психолого-педагогическим проблемам.
6. Разработаны новые магистерская и бакалаврская образовательные программы по сопровождению детей-сирот и замещающих семей и внедрены в практику высшего образования дисциплины по выбору для студентов вузов по направлениям «Психология» и «Социальная работа».
7. Организована волонтерская работа студентов Псковского государственного университета с детьми, лишенными родительского попечения, проживающими в детском доме и Детской деревне-SOS.
Результаты и выводы
В ходе изучения эффективности программы выявлено значимое улучшение эмоционального состояния и познавательных способностей детей из замещающих семей, снижение уровня тревожности, астении и депрессивных реакций, выявлены тенденции к снижению детских страхов, фобий и расстройств сна по сравнению с контрольной группой воспитанников детского дома. Произошли качественные изменения в самосознании детей, связанные с их отношением к окружающему миру и к значимым другим, повысился процент детей с позитивным образом «Я». Категоричность, полярность, слабая дифференцированность представления о себе, неадекватная самооценка детей-сирот сменились принятием себя, самоуважением, обоснованностью самооценки. Снизился процент типичных для сирот малопродуктивных реакций в конфликтных ситуациях (обвинение окружающих, нежелание признать свою вину, агрессия), пришло осознание своей роли в их возникновении и т.д. У принимающих родителей возросла критичность и адекватность самооценки, они лучше стали понимать мотивы и переживания как свои, так и других людей, находить новые ресурсы для самореализации.
По результатам работы опубликованы: сборник авторских коррекционно-развивающих программ и методических материалов для специалистов; коллективная научная монография; комплект практических и научно-методических пособий в 4-х книгах по сопровождению замещающих семей для специалистов по арт-терапии; новые образовательные программы для студентов вуза по работе с детьми-сиротами и с замещающими семьями; 28 научных статей и тезисов докладов; осуществлено выступление с презентациями и мастер-классами на конференциях всероссийского и международного уровня.
Работа выполнена в 2013-2014 гг. при поддержке РГНФ и администрации Псковской области в рамках проекта №13-16-60002
- Арт-книга для детей (содержание) pdf, 1.39 Мб
- Арт-книга для родителей (содержание) pdf, 280.6 Кб
- Благодарственное письмо pdf, 480.6 Кб
- Методическое пособие для принимающих родителей по работе с арт-книгами (содержание и введение) pdf, 1.51 Мб
- Методическое пособие по работе с замещающими семьями для специалистов по арт-терапии (содержание и введение) pdf, 204.9 Кб
- Монография «Социально-психологическая адаптация членов замещающих семей Детской деревни - SOS» (содержание) pdf, 1.24 Мб
- Презентация проекта pdf, 1.17 Мб
- Сборник программ и методических материалов (содержание и предисловие) pdf, 2.98 Мб