Номинация «Проект года в психологическом образовании» по итогам 2014 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Учебно-методическое сопровождение дисциплин психологического цикла по ООП 050100.62 Педагогическое образование» ()

Авторы:

  • Недбаева Светлана Викторовна

    доктор психологических наук, профессор, Армавирская государственная педагогическая академия (Армавир)

  • Качалова Алевтина Васильевна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии социально-психологического факультета, Армавирский государственный педагогический университет (Армавир)

  • Твелова Ирина Александровна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Армавирская государственная педагогическая академия (Армавир)

Актуальность проекта

Поиск новых подходов и разработка инновационных технологий подготовки педагогических кадров является актуальной потребностью современной системы образования. Решение проблемы авторы учебно-методического пособия видят в развитии субъектной позиции личности при изучении психологических дисциплин.

Серия учебно-методических пособий разработана авторским коллективом для оказания помощи студентам в изучении дисциплин психологического цикла: Психология самопознания, Общая психология, Возрастная психология, Педагогическая психология, Технология карьеры, Психология управления.

Психология представляет собой одну из профилирующих дисциплин в общем контексте концепции высшего педагогического образования. Психология очень сложная отрасль знаний, исследующая чрезвычайно многогранные явления и процессы, охватывающая своим вниманием большой объем специфических понятий и терминов, связанная в силу своего предмета со многими областями общественных и естественно-научных дисциплин.

Сложность обучения психологии усугубляется отсутствием ясной, четкой и единой системы в понятийном аппарате; новизной и трудоемкостью психологического материала; наличием большого количества вопросов, находящихся пока в стадии дискуссии; непониманием и незнанием практического значения психологии. Это часто приводит к механическому заучиванию материала, к тому, что студенты усваивают предмет абстрактно и формально.

 Непонимание психологического материала усугубляется труднодоступным изложением материала в учебниках по психологии, слабой связью содержания учебного материала с практикой, с жизнью и с тем, что студентам в очень короткий срок приходится усваивать систему сложных психологических понятий и закономерностей.

Содержание разделов определено требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100.62 Педагогическое образование, который предусматривает возможность вуза в самостоятельной разработке примерных программ дисциплины с ориентацией на региональные условия, а также профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника средствами этой дисциплины.

Цель проекта: формирование у студентов целостного представления о психике человека, знакомство с психологическими теориями и историей становления психологии, изучение теоретического фундамента психологической науки и психологических механизмов управления образовательным процессом.

Задачи проекта:

  • овладение понятийным аппаратом науки;
  • формирование умений изучать и использовать психологические теории и методологию науки;
  • развитие навыков практического применения теоретических знаний в педагогической деятельности;
  • получение экспериментальных данных и их интерпретация;
  • развитие рефлексивных знаний, умений и навыков и их использование в собственном самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании; развитие умений и навыков самореализации и самопрезентации;
  • развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой и др.

Содержание проекта

Учебно-методическое сопровождение изучения дисциплин психологиче кого цикла по ООП 05010.62 Педагогическое образование состоит из 6 частей:

  1. Современный педагог: Психология самопознания / Авторы-составители: Недбаева С.В., Качалова А.В., Твелова И.А. – Армавир: РИО АГПА, 2014. – с. 108 (Серия «Учебное пособие»).
  2. Современный педагог: Общая психология. / Авторы-составители: Недбаева С.В., Качалова А.В., Твелова И.А. – Армавир: РИО АГПА, 2014. – с. 242 (Серия «Учебное пособие»).
  3. Современный педагог: Возрастная психология. / Авторы-составители: Недбаева С.В., Качалова А.В., Твелова И.А. – Армавир: РИО АГПА, 2014. – с. 115 (Серия «Учебное пособие»).
  4. Современный педагог: Педагогическая психология. / Авторы-составители: Недбаева С.В., Качалова А.В., Твелова И.А. – Армавир: РИО АГПА, 2014. – с. 148 (Серия «Учебное пособие»).
  5. Современный педагог: Технология карьеры / Авторы-составители: Недбаева С.В., Качалова А.В., Твелова И.А. – Армавир: РИО АГПА, 2014. – с. 89 (Серия «Учебное пособие»).
  6. Современный педагог: Психология управления / Авторы-составители: Качалова А.В., Твелова И.А. – Армавир: РИО АГПА, 2014. – с. 192 (Серия «Учебное пособие»).

Каждая часть включает введение, место учебной дисциплины в структуре ООП ВО; цель и задачи освоения дисциплины; перечень планируемых результатов обучения по дисциплине; объем, содержание и структура учебной дисциплины; планы и содержание лекционных, практических и лабораторных занятий; организацию самостоятельной работы студентов; аттестацию по дисциплине; этапы формирования компетенций; описание показателей и критериев оценивания компетенции; темы для контрольных и курсовых работ; тестовые задания; вопросы к экзамену; технологическую карту дисциплины; информационно-программное обеспечение и приложения.

Результаты, выводы

При изучении дисциплин психологического цикла студенты имеют большие возможности не только для изучения своих психологических особенностей (внимание, память, мышление, характер, способности и др.), но и для наблюдения за другими людьми, сравнения своих качеств с аналогичными качествами у них, закрепления и применения полученных теоретических знаний на практике.

Методические материалы направлены на организацию обучения студентов в рамках реализации компетентностного подхода и конвергентных идей в образовании и содержат практический опыт преподавания дисциплин по психологии в Армавирской государственной педагогической академии.

Другие проекты в этой номинации

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе