«Позитивная психология» (учебное пособие)
Справочная информация от оргкомитета:Настоящий проект по итогам 2014 года получил конкурсный статус номинанта, окончательные результаты конкурса объявлены на торжественной церемонии завершения конкурса 31 мая 2015 года. В декабре 2015 года в оргкомитет Национального конкурса поступило открытое письмо члена Большого жюри и Экспертного совета конкурса, академика РАО, профессора А. Г. Асмолова о недобросовестном заимствовании автором В. В. Левченко текста представленной на конкурс книги «Позитивная психология». На страницах «Психологической газеты» развернулась масштабная дискуссия. В резюмирующей публикации редакция газеты сообщает: «Результат этого детального, многостороннего и часто эмоционального обсуждения не заставил себя ждать. Прожектор всеобщего внимания к проблеме недобросовестного заимствования в прошлогоднем проекте уже стал для авторов новых проектов НК «Золотая Психея» настоящим маяком. Представляя свои проекты на Национальный конкурс, коллеги стремятся к максимальной корректности в описании проделанной работы. Оргкомитет НК «Золотая Психея» приглашает всё профессиональное сообщество активно и критично знакомиться с проектами, прямо и конструктивно высказываться, участвовать в интернет-голосовании и тем самым влиять на итоги Национального конкурса». |
Левченко В.В. Позитивная психология: Учебное пособие. — М.: ФЛИНТА, 2014. — 258 с. — [Электронный ресурс]
Актуальность учебного пособия
Учебное пособие «Позитивная психология» является первым в мире учебным пособием по позитивной психологии – излагаемый материал полностью адаптирован для преподавания в вузе. Психология всегда делала акцент скорее на недостатках и слабостях людей, чем на их потенциале. Рассматриваемый подход сосредотачивается именно на потенциале. Его задачей не является решение проблем; вместо этого он нацелен на изучение того, что делает жизнь достойной того, чтобы ее прожить. Словом, позитивная психология интересуется не тем, как, например, исправить -9 на -3, а тем, как довести +3 до +9. Это направление в психологии возникло сравнительно недавно и с тех пор быстро развивается. Оно стремится основательно исследовать эмпирически такие области, как благополучие, поток («потоковое состояние» - когда человек полностью включён в то, чем он занимается), сильные стороны человека, мудрость, творческие способности, психическое здоровье, а также признаки позитивно устроенных групп и учреждений.
Наука позитивного субъективного опыта, позитивных индивидуальных особенностей и позитивных институтов обещает улучшить качество жизни и предупредить патологию, которая возрастает, когда жизнь пуста и бессмысленна. Исключительный фокус на патологии, который доминирует в наших дисциплинах, создает модель человеческого бытия без позитивных характеристик, делающих жизнь стоящей. Надежда, мудрость, творчество, предвидение, смелость, ответственность и стойкость игнорируются или объясняются как трансформации более аутентичных негативных импульсов.
Предисловие
Позитивная психология — это отрасль психологии, занимающаяся изучением позитивных аспектов человеческой жизни (например, счастье, благополучие и процветание). В упрощённом варианте она может быть описана словами ее создателя как академической области Мартина Селигмана: «научное исследование оптимального функционирования человека, нацеленное на выявление и усиление тех факторов, которые позволяют отдельным людям и сообществам благоденствовать». Однако само понятие «позитивная психология» впервые встречается в работе А. Маслоу «Мотивация и личность» (1954).
Позитивная психология как наука работает на трех различных уровнях: субъективном, индивидуальном и групповом.
Субъективный уровень включает изучение позитивных переживаний, таких, как радость, благополучие, удовлетворение, довольство, счастье, оптимизм и поток. На этом уровне мы выясняем, что значит «мне хорошо», и не особенно интересуемся тем, что такое «хорошо поступать» или «быть хорошим человеком». Цель следующего уровня — выявить составляющие «хорошей жизни» и личные качества, необходимые для того, чтобы «быть хорошим человеком», через изучение сильных сторон и достоинств человека, его устремленности в будущее, умения любить, мужества, упорства, прощения, оригинальности, мудрости, способности к межличностному взаимодействию и одаренности.
Наконец, на групповом уровне, или уровне сообщества, акцент делается на гражданственности, социальной ответственности, заботе о слабых, альтруизме, воспитанности, терпимости, трудовой этике, позитивных институтах и других факторах, способствующих развитию отдельных сообществ и гражданского общества в целом.
Зачем нам нужна позитивная психология? По мнению позитивных психологов, классическая психология (часто также называемая просто психологией) всегда была больше озабочена негативными аспектами человеческого существования. Хотя в ней и попадались отдельные «островки» интереса к таким темам, как творческие способности, оптимизм и мудрость, они не были объединены никакой серьезной теорией и не вписывались в рамки какой-то более широкой концепции. Подобное — довольно печальное — положение дел не входило в намерения первых психологов, а возникло в результате исторической случайности. До Второй мировой войны у психологии были три основные задачи: лечить душевные болезни, улучшать обычную жизнь, выявлять и развивать таланты. Однако после войны последние две задачи оказались забытыми и психология сосредоточилась в основном на первой. Почему так случилось? Если учесть, что психология как наука зависит от государственного финансирования, несложно догадаться, куда были направлены финансовые ресурсы после Второй мировой войны. Вполне понятно, что в условиях человеческого кризиса подобного масштаба все доступные ресурсы были брошены на изучение и лечение психических расстройств и психопатологий.
Психология как область науки приучилась иметь дело с болезнями, то есть оперировать в рамках медицинской модели. Эта модель принесла много пользы. Мартин Селигман подчеркивает ее выдающиеся достижения: например, четырнадцать ранее неизлечимых психических заболеваний (таких, как депрессия, расстройство личности или приступы тревоги) теперь можно с успехом лечить. Однако эта модель обошлась довольно дорого. За нее пришлось заплатить негативным мнением о психологах, которые якобы имеют дело только с жертвами и различного рода отклонениями и не могут предложить способы улучшения обычной жизни, а также решить задачу по выявлению и воспитанию талантов. Один простой пример: если вы скажете друзьям, что собираетесь посетить психолога, что, скорее всего, услышите в ответ? «С тобой что-то не так?» А каковы шансы услышать нечто вроде: «Прекрасно! Собираешься всерьез заняться самосовершенствованием?».
Многие психологи признают: мы мало знаем о том, что делает жизнь достойной того, чтобы ее прожить, и как обычные люди преуспевают в обычных, а не экстремальных условиях. В сущности, мы часто можем сказать о хорошей жизни не больше, чем многочисленные гуру, рассуждающие на тему «помоги себе сам». Но разве мы не должны знать лучше, чем они? Западный мир уже давно «перерос» те причины, которые лежали в основе исключительно медицинской модели психологии. Вполне возможно, что именно сейчас настало время изменить баланс сил и направить ресурсы психологии на то, чтобы узнать о успешной жизни нормальных людей, а не только о жизни тех, кто нуждается в помощи.
- Электронная библиотека психологической литературы
- Политематическая электронная библиотека
- Все книги В.В. Левченко
- Статья «Три уровня позитивной психологии» в «Психологической газете»