«Экологическая психология и педагогика» (учебное пособие)
Общеизвестно, что самые серьезные экологические проблемы созданы самим человеком, а не природой. Однако, осознание человеком своей сопричастности к этому, зачастую, находится на низком уровне.
Несмотря на Федеральный закон (ст. 71) «Об охране окружающей среды» (2002), в котором говорится о формировании экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей через систему распространения экологических знаний, современная высшая школа, на авторский взгляд, недостаточное внимание уделяет психолого-педагогическим аспектам формирования и коррекции экологического сознания, без которого сложно говорить об экологической культуре в целом.
Экологическое образование является малоэффективным, когда базируется только на соответствующих знаниях и не учитывает мотивационно-потребностную сферу человека, которая, как известно, активизирует к определенному поведению, в том числе и в отношении природы.
Подтверждением этого может служить проведенное нами (совместно с Е.С. Говорухиной) исследование особенностей экологического сознания студентов технических и гуманитарных специальностей различных ВУЗов страны. Общее количество испытуемых, принимавших участие в исследовании 221 человек в возрасте от 19 до 21 года (2010-2012).
В результате было выявлено, что у большинства групп наблюдается средний уровень интенсивности субъективного отношения к природе, кроме группы студентов-психологов, обучавшихся по спецкурсу «Экологическая психология». Крайне низкий уровень в исследуемых группах не выявлен.
Исследование экологических установок личности студентов показало преобладание прагматической и эстетической видов установок в отношении природы. Диагностика мотивации взаимодействия с природой выявила также прагматический ее характер. Таким образом, можно сказать, что в большинстве случаев природа рассматривается студентами как технических, так и гуманитарных специальностей, с небольшим преимуществом гуманитариев, как объект извлечения пользы для «моих целей» или как объект красоты, а о восприятии ее с точки зрения охраны, будущие технологи, инженеры, менеджеры, экономисты, социологи, филологи не задумываются.
Это подтверждает актуальность экологизации образования в высшей школе на основе психологических критериев, поскольку от будущих управленцев, экономистов, юристов зависит принятие решения о вложениях в охрану окружающей среды, а от инженеров, технологов зависит изобретение новых технических средств во «благо» человека, не забывая при этом о природной среде. Возникает вопрос: а вспомнят ли они о других людях, как частице самой природы, об окружающей их среде, если у них доминирует прагматическая установка и мотивация в отношении природы, которая уже «отвечает» на бездумные действия человека катаклизмами, аномалиями?!
Именно данное исследование побудило автора к созданию учебного пособия, цель которого активизировать психологические компоненты экологического сознания, способствующие пониманию сопричастности к природной среде и ответственности за нее, а также формирование профессиональной компетентности будущих психологов в этом разделе психологической науки.
Экологическое сознание — это совокупность экологических представлений (или объем сознания), на основе которых формируется субъективное отношение к природе, характеризующееся экоцентрической или антропоцентрической направленностью взаимодействия с ней. Экоцентрическая направленность проявляется в психологических механизмах восприятия природных объектов (идентификации, субъектификации, эмпатии и рефлексии), способствующих активизации экологического поведения. (С.Д. Дерябо, В.И. Панов, В.А. Ясвин, Л.М. Макарова и др.)
Сроки реализации проекта: 2010-2014.
Этапы:
- Пилотажные исследования, накопление материала и распространение опыта практических наработок (2010-2012).
- Подведение итогов, обобщение материала и издание учебного пособия «Экологическая психология и педагогика»(2013-2014г).
Структура учебного пособия:
- Введение, где отражается актуальность решения выявленной проблемы, затрагивается вопрос о психологических критериях в формировании экологического сознания, которое, по мнению автора необходимо начинать как в условиях дошкольного образовательного учреждения, так на различных ступенях образования, включая высшее.
- Программа спецкурса «Экологическая психология» с основными требованиями, целями и задачами.
- Практикум. Задания, при помощи которого автор активизируют мыслительную деятельность студентов, творческий подход к решению дидактических задач, плавно формируя интерес к теоретическому научному материалу, побуждая к исследовательской деятельности и собственным разработкам коррекционных занятий и их проведению в условиях дошкольного или школьного образовательного учреждения.
-
В теоретическом разделе приводится, материал существующих научных понятий, исследований в области экологической психологии и педагогики. Достаточное место в них уделено авторским исследовательским наработкам и совместным пилотажным исследованиям, разработанным методам диагностики и коррекции в сотворчестве со студентами (за период 2003-2012). В нем представлены два подраздела:
- история развития современной экологической психологии как науки (научные понятия и определения экологического сознания и характеристика его компонентов; характеристика экологического сознания в процессе социогенеза и онтогенеза; среда как условие формирования экологического сознания; современные проблемы формирования экологического сознания в системе образования);
- методы диагностики, формирования и коррекции экологического сознания, приводится структура эколого-психологического тренинга и психолого-педагогический анализ эколого-социально-образовательной среды на примере дошкольного образовательного учреждения, на основе которого студенты проводят анализ среды других образовательных учреждений и проектируют ее с точки зрения психологических критериев.
- Тестовые задания по курсу «Экологическая психология» и вопросы к зачету.
- Список рекомендованной литературы.
- Приложения, в которых приводятся тексты диагностических методик и авторская разработка Эколого-психологического тренинга, ключи к тесту.
Результаты пилотажных исследований экологического сознания студентов технических и гуманитарных специальностей докладывались на Первом межвузовском научно-методическом семинаре( 2011г, СГАСУ, Самара), На 37-ой Самарской областной научной студенческой конференции( 2012г). Практическое распространение опыта: мастер-класс «Тренинг по экологическому воспитанию» на Всероссийском Слете учителей, Сочи 2010. Совместные творческие наработки автора и студентов, в рамках педагогической и производственных практик, отражены в учебно-методических пособиях: «Экологическое воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения» (изд. САГМУ, 2010) и «Педагогическая деятельность воспитателя по формированию экологического сознания и культуры дошкольников»( Изд. САГМУ, 2012).
Вывод. Учебное пособие «Экологическая психология и педагогика» способствует активизации психологических компонентов экосознания студентов, пониманию у них сопричастности к природной среде и ответственности за нее, а также формирует навыки их профессиональной компетентности в этом разделе психологической науки и практики.
Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Психология» и «Педагогика» всех форм обучения, а также других специалистов, небезразличных к проблеме экологического воспитания.