«Развитие речевого общения у дошкольников логопедических групп» (психолого-педагогическая программа)
Проект завершен в 2014 году и стал итогом длительной апробации форм и методов работы по развитию речевого общения у дошкольников логопедических групп дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность и новизна
Актуальность данной программы обусловлена тревожными тенденциями увеличения числа детей с нарушениями речевого развития и усложнения общей картины речевой патологии, в структуру которой входит и нарушенное общение. Программа удовлетворяет потребность практиков расширить возможности коррекционной работы за счет психолого-психотерапевтического сопровождения ребенка с речевыми нарушениями и его семьи, где важное место будут занимать формы и методы развития речевого общения и разрешения личностных трудностей детей, связанных с их общением (тревожность, застенчивость, агрессивность и пр.). Работа по программе предполагает активное сотрудничество с родителями детей как полноправными субъектами коррекционного процесса.
Цель проекта: создание коррекционно-образовательной программы для педагогов-психологов и учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений.
Задачи проекта:
- Разработать структуру программы, этапы и направления ее реализации, описать формы и методы работы с детьми и родителями.
- Повысить эффективность и результативность логопсихологической помощи детям, страдающим речевыми нарушениями.
Этапы проекта:
1-й этап:
- проанализировать особенности речевого общения детей 4-7 лет, имеющих речевые нарушения (заикание и общее недоразвитие речи), и их родителей, а также профессиональные потребности специалистов, работающих с данной категорией детей;
- обобщить собственный опыт работы с заикающимися детьми дошкольного возраста по системе семейной групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой – Н.Л. Карповой.
2-й этап: разработать цикл занятий психологического, логопедического и психотерапевтического модуля.
3-й этап: апробировать программу развития речевого общения у дошкольников логопедических групп, провести анализ полученных результатов, подготовить программу к публикации.
Описание проекта:
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями (заикание, общее недоразвитие речи), посещающие логопедические группы;
- родители и родственники детей с речевыми нарушениями;
- специалисты (психологи, логопеды педагоги), работающие с детьми, имеющими речевые нарушения, и их родителями.
Цель программы: развитие полноценного речевого общения у детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями речи и коррекция трудностей межличностного взаимодействия.
Задачи программы:
- Создать психологические условия для развития речевого общения у дошкольников в совместном со взрослыми диалогическом пространстве, осуществлять коррекцию личностных трудностей детей в общении.
- Способствовать формированию у детей психологических и диалогических умений, владению вербальными и невербальными средствами общения, вызывать состояние коммуникативного успеха в различных ситуациях общения.
- Обеспечить участие родителей в коррекционном процессе, содействовать гармонизации детско-родительских отношений.
- Организовать психологическое просвещение всех специалистов, работающих с детьми логопедических групп, для полноценного междисциплинарного взаимодействия с родителями и детьми.
Программа выступает как эффективная модель психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами в речевом общении. Механизмом реализации цели и задач программы выступает система семейной групповой логопсихотерапии как средство социально-личностного и коммуникативно-речевого развития детей и взрослых.
Программа рассчитана на 1-2 года, имеет модульную структуру и организуется в различных формах в соответствии с основными блоками: «Работа с детьми», «Работа с родителями» и «Работа с детьми и родителями».
Логопсихологический модуль (ответственный за реализацию учитель-логопед). Структура логопедического модуля настоящей программы выстроена с учетом психологических особенностей детей с заиканием и общим недоразвитием речи и предполагает использование логопсихотерапевтических технологий. В модуль включены разделы:
- Создание психофизиологической базы.
- Обучение полному стилю произношения.
- Сказкотерапия (проживание сказок по выбору).
- Публичные выступления: организация сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии для заикающихся детей и мотивационно-установочное занятие для детей с общим недоразвитием речи.
- Развивающий диалог.
Психологический модуль (ответственный за реализацию педагог-психолог) реализует задачи формирования у каждого ребенка образ Я через игровое поле взаимодействия с детьми и взрослыми; развития диалогических умений, владения речевыми и неречевыми средствами; расширения представлений об эмоциях и чувствах и развития способности понимать свои эмоциональные состояния и состояния партнера по общению. Структура психологического модуля включает разделы:
- Я и мои помощники (тело, речь, органы чувств).
- Мир эмоций.
- Азбука общения: знакомство с правилами конструктивного общения.
- Отработка речевых стратегий.
Психотерапевтический модуль (ответственный за реализацию педагог-психолог) раскрывает работу с родителями. Содержание модуля:
- Организация динамической психотерапевтической диагностики: использование библиотерапии в особой связке с психологическими тестами, сбор дополнительной информации о ребёнке со стороны родителей.
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей и педагогов в форме психотерапевтических бесед, групповых и индивидуальных консультаций.
- Организация психолого-педагогического обучения взрослых в форме тренинга личностно-направленного взаимодействия, практикума навыков речевого общения с детьми. Предполагает использование методов групповой дискуссии, арт-терапевтических и релаксационных техник.
В программе разработан диагностический инструментарий для выявления уровня речевого общения методом экспертных оценок по критериям:
- активность и легкость в общении,
- устойчивость новых речевых навыков,
- понимание эмоциональных состояний партнеров по общению и своих собственных,
- снижение тревожности.
Выделены качественные результаты проведенной работы:
- полное или частичное преодоление речевых нарушений в зависимости от структуры дефекта;
- совершенствование коммуникативно-речевых навыков и коррекция затруднений в общении;
- формирование позитивных психических состояний у детей, включая состояния коммуникативного успеха и коммуникативного удовольствия.
Выводы на основе реализации проекта:
Программа разработана и успешно реализуется в дошкольном образовательном учреждении.
Программа стала лауреатом VI Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы», организованного Федерацией психологов образования России в 2014 году, и по результатам конкурса получила гриф «Рекомендовано для использования в образовательных учреждениях» (г. Сочи, 2014 г.).
- Статья «Развитие речевого общения у дошкольников логопедических групп: программное обеспечение»
- Статья «Развитие речевого общения у дошкольников логопедических групп» в «Психологической газете»