Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Я учусь учиться» (программа комплексной психоречевой подготовки дошкольников к обучению)


Вопросы подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остаются актуальными. Понимание проблемы подготовки детей к школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание ученых и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое месть выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание.

Цель программы – комплексная психоречевая подготовка детей старшего дошкольного образа к обучению в школе.

Задачи программы:

  • Развитие высших психических функций;
  • Формирование правильного речевого звукопроизношения;
  • Научение навыкам общения со взрослыми и сверстниками;
  • Создание условий для достижения психологической устойчивости;
  • Развитие любознательности как основы творческой активности.

Программа «Я учусь учиться» представляет собой систему взаимосвязанных комплексных занятий, выстроенных с определенной логичностью, направленных на формирование у дошкольников необходимого психоречевого уровня готовности к школе.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. С детьми проводятся групповые занятия. Численность группы не более 25 детей.

Программа рассчитана на 28 занятий в год. Продолжительность одного занятия — 30 минут. Педагог-психолог проводит занятия 1 раз неделю.

Все занятия проходят в игровой форме в первой половине дня. С учетом возрастных особенностей детей занятие строится по принципу от простого к сложному. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается еди­ной сюжетной линией каждого занятия и частотой смены видов деятельности.

Для детей существует система стимулирования: они получают медальки с напечатанными зверятами. В конце года подсчитывается общее количество зверят у каждого ребенка и выбирается «Большой умник» и «Большая умница», этим детям выдаются большие медали и грамоты.

Медали можно получить за правильно выполненное задание, за рассказ стихотворения без подсказок, за проявленную творческую активность в выполнении домашнего задания.

Кроме того, проводятся праздничные занятия, посвященные Дню матери, Новому году, 23 февраля, 8 марта и 1 апреля.

Структура занятия:

Время занятия

Содержание занятия (примерное)

Цель

1 минута

Ритуал приветствия:

Раз, два, три — слушай и смотри!

— Три, два, раз – мы начнём сейчас!

Включение каждого ребенка в деятельность, создание благоприятной психологической атмосферы

2 минуты

Проверка домашнего задания

Закрепление навыков пройденного материала; развитие внимания и памяти

1 минута

Угадывание по ассоциативному ряду, с какими буквами и звуками сегодня предстоит познакомиться

Игровое начало новой темы занятия

2 минуты

Выкладывание заданных букв из счетных палочек

Развитие внимания и мелкой моторики

5 минут

Групповое дробное проговаривание и заучивание стихотворения про буквы (с опорными картинками на доске)

Развитие правильного речевого произношения и памяти

2 минуты

Индивидуальное проговаривание стихотворений по желанию

Развитие уверенности в себе

2 минуты

Придумывание слов с заданными буквами в начале, середине и конце слов

Развитие памяти и мышления

1 минута

Деление детей на группы (по рядам)

Формирование сплоченности малого детского коллектива

5 минут

Загадки, ответы на которые содержат заданные буквы. Отгадывание по группам с соблюдением правил поведения. Уточнение местонахождения буквы в отгадке.

Развитие высших психических функций, научение навыкам эффективного взаимодействия и самоконтроля

8 минут

Развивающее письменное задание и контроль его выполнения

Развитие высших психических функций, любознательности и мелкой моторики

1 минута

Ритуал прощания:

Хорошо вы потрудились, 
Вам пора и отдыхать. 
Переменку веселитесь, 
И начнем урок опять
.

Организованное окончание занятия

Итого:

30 минут

 

Конспект занятия (сокращенный вариант):

Тема «Звук и буква [С]»

1. Ритуал приветствия

— Раз, два, три — слушай и смотри!

— Три, два, раз – мы начнём сейчас!

2. Педагог: «Ребята, сегодня мы познакомимся с буквой, похожей на луну».

3. Выложить букву [С] из счетных палочек

4. Стихотворение про букву:

«Слон по Африке гулял

Длинным хоботом вилял

А потом раз! – и исчез

Превратился в букву [С]»

6. Придумать слова с буквой [С] в начале, середине и конце слова

7. Загадки на букву [С] (по группам):

На чем дети катаются с горы? (Санки)

Какая рыба с усами? (Сом)

Что освещает и согревает землю? (Солнце)

Чем солят суп? (Соль)

Как называется сухой хлеб? (Сухарь)

На чем жарят рыбу? (Сковорода)

Кто хрюкает? (Свинья)

8. Письменное задание «Лишний предмет». На листе 5 строк с изображениями предметов, необходимо раскрасить лишний в ряду.

медвежонок, слоненок, утенок, тигр

плита, чайник, мочалка, тарелка

шапка, варежки, шорты, пальто

бабочка, черепаха, птица, самолет

петух, волк, лошадь, корова

8. Ритуал прощания:

Хорошо вы потрудились,

Вам пора и отдыхать.

Переменку веселитесь

И начнем урок опять.

Программа комплексной психоречевой подготовки детей к обучению «Я учусь учиться» призвана обеспечивать преемственность в дошкольном и начальном общем образовании.


Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su