- Бондарев Вячеслав Валерьевич
(Астрахань)
- Мерзлякова Светлана Васильевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития., Астраханский государственный университет, (Астрахань)
Актуальность, научная и практическая значимость проекта
В настоящее время наша страна нуждается в новой экономике, с конкурентоспособной инфраструктурой и промышленностью, с эффективным сельским хозяйством, с развитой сферой услуг. В своей предвыборной кампании в 2012 году В.В. Путин уверял, что России нужна сильная промышленная политика… «Для этого необходим грамотный топ-менеджмент в инновационном предпринимательстве с высоким уровнем компетенции» (Агентство по инновациям и развитию, 2013). Следовательно, любому успешному руководителю для построения системы управления необходимо владеть знаниями и понимать психологические основы управления. Поэтому вызов, который будущее бросает управлению, состоит в преобразовании управления производством в управление сложностью и знанием и, в конечном счете, в управление творческим потенциалом (Майнцер, 2006). Для внедрения инноваций современному топ-менеджменту необходимо развивать креативность, как способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Научная новизна: впервые изучена связь креативности и деятельностной эффективности руководителей в отечественной психологии в условиях современного социально-экономического контекста «непрерывная модернизация», «инновации», «предпринимательство» и т.д.
Практическая значимость состоит в том, что проблема эффективности руководителей представляет не только научный интерес, но и имеет большую практическую значимость в использовании полученных данных в оценке перспектив карьерного роста личности в выбранной профессии. Прежде всего, стоит отметить, что данная работа будет востребована как среди руководящего состава организаций, психологов в сфере труда и образования, так и в кадровой сфере, в целях набора высококвалифицированного персонала, способных решать сложные задачи. Проводимое исследование позволяет определить эффективность руководящего персонала организации и уровень его креативности. Таким образом, большая практическая значимость, заключается в возможности улучшения условий профессиональной деятельности, а также повышении эффективности управленческого процесса путем использования креативного подхода в управлении и совершенствования профессионализма руководящего состава предприятий.
Цели и задачи
Цель работы: разработать новые критерии в сфере психологии управления, которые могли бы быть использованы для повышения эффективности деятельности руководителей организации.
Задачи работы:
- Изучить анализ современного состояния проблемы эффективности деятельности руководителей, используя научную литературу отечественных и зарубежных психологов.
- Провести эмпирическое исследование связи креативности и деятельностной эффективности руководителей.
- Предложить новый критерий в сфере психологии управления.
Содержание работы
В исследовании в качестве основного метода было использовано тестирование.
В работе использовались следующие методики:
- экспертная оценка эффективности деятельности руководителя;
- Самоактуализационный тест;
- тест «Креативность» (Вишнякова Н. Ф.)
Достоверность результатов исследования обеспечивались математико-статистической обработкой полученных данных. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21 (Мерзлякова, 2007). В анализ включались описательные статистики, ранговая корреляция Спирмена.
Этапы реализации проекта.
1. На основании научной литературы был проведен теоретический анализ основных понятий исследования «управление», «руководство», «менеджер», «лидер», «креативность», «творчество», «дивергентное мышление». В результате различных подходов к изучению психологии управления персоналом, выделены типы руководителей с различными властными полномочиями в организациях, представлены характеристики эффективных руководителей (Б. Басс, В.Ф. Рубахин и др.), описаны черты личности современного руководителя, обуславливающие эффективность руководства (Р. Стогдилл), и качества идеального менеджера (Р. Кричевский, 2001). При анализе отечественных (Д.Б. Богоявленская, Е.П. Ильин и др.) и зарубежных психологов (Г. Олпорт, Э. Фромм и т.д.) проведена дифференциация понятий «творчество» и «креативность», изучена динамика проявления креативности в онтогенезе, рассматривая критерии оценки креативности, выделенные Гилфордом, Айзенком, Шутбергом, Сасс и пр.
2. Проведено эмпирическое исследование связи креативности и деятельностной эффективности руководителей, соблюдая основные условия сбора эмпирического материала и описывая качественный и количественный анализ полученных данных.
3. В целях оптимизации деятельности руководителей в организации, была разработана тренинговая программа «Развитие креативных качеств». Сам тренинг дает возможность привести качество работы сотрудников компании, в том числе руководящего персонала, в соответствии с корпоративными стандартами, адаптировать их деятельность к изменившимся требованиям, в особенности, когда происходит внедрении новых технологий. А также заставляет по-новому взглянуть на свою профессиональную деятельность, научиться более гибко, свободно и нестандартно мыслить и действовать.
Результаты и выводы
- Изучая научную литературу отечественных и зарубежных авторов и анализируя современные методы управления, мы предлагаем использовать критерий креативности в управленческой деятельности.
- В результате проведенного эмпирического исследования, мы пришли к выводу, что две переменные положены в основу эффективной деятельности руководителя: креативность и чувство юмора.
- В результате проведенных исследований, нами предложен вариант тренинговой программы для развития креативных качеств руководителей.