Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Психотехнологии сохранения здоровья студента вуза» (монография)


Актуальность исследования. Сегодня проблема сохранения здоровья студенчества России по праву стала одним из приоритетов государственной социальной стратегии. Образовательное пространство вуза формирует социокультурные ценности, стиль жизни, нормы поведения молодежи, которые способствуют или препятствуют формированию здорового образа жизни молодого человека.

Здоровье – это область взаимных интересов и взаимной ответственности государства, общества, бизнеса, образования и человека. При этом, если человек не готов к ответственности за своё здоровье, бессмысленно призывать к ответственности других.

Есть человек, образ жизни которого, более чем на 50% определяет его здоровье, это – зона ответственности человека.

Как уже говорилось выше, именно перед обществом и образовательным пространством стоит задача формирования мотивации к ведению здорового образа жизни молодого человека. Именно они ответственны за нормы социального поведения.

Задача образования найти новые формы пропаганды и внедрения ценностей здорового образа жизни и формирования культуры здоровья субъектов образовательного пространства вуза, выработать новую систему социокультурных ценностей, в которой здоровье будет одним из основных личностных приоритетов.

Концепция здоровья в психолого-педагогической литературе рассматривалась в трудах зарубежных ученых С. Грофа, А. Маслоу, Г. Оллпорта, К. Роджерса. Изучение проблемы отношения личности к здоровью в нашей стране берет начало от работ В. М. Бехтерева и продолжает развиваться в трудах Б. Г. Ананьева, А.В.Басова, М. Я. Басова, Р. А. Березовской, И. Н. Гурвича, И. В. Ежова, Г.К.Зайцева, Л. В. Куликова, В.В.Колбанова, М.Г.Колесниковой, Г.А. Кураєва, А. Ф. Лазурского, А. Е. Личко, А. Р. Лурии, Г. С. Никифорова, В. П. Озерова, Ю. М. Орлова, В.П.Петленко, Л.Г.Татарниковой, С.К. Сергеева, Н.К.Смирнова, А.Г. Щедриной, Ю.В. Шлепова и др.

Вопросы ценностного отношение к здоровью изучаются в работах Б. С. Братусь, О. С. Васильевой, В. Я. Дорфмана, Л. С. Драгунской, Е. Р. Калитеевской, Д. А. Леонтьева, В. И. Новикова, В. П. Озерова, Ф. Р. Филатова. В русле этого предпринимаются попытки создания такой системы образования, которая способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье, обеспечивала бы практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психологического здоровья (Р.И. Айзман, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова и др.).

Проведенный анализ научной литературы показал, что при всем многообразии разработок и большом количестве проведенных исследований их результаты, выводы и рекомендации фактически не нашли отражения в содержании программ, учебных планов, не послужили толчком к радикальному пересмотру существующей образовательной практики.

Изучение отношения студентов к здоровью и здоровому образу жизни выявило противоречие между желанием студентов сохранять здоровье в процессе обучения и недостаточно разработанными психолого-педагогическими условиями формирования здорового образа жизни в образовательном пространстве вуза. Это общее противоречие проявляется в более частных, таких как:

  • между потребностью студентов быть здоровым и расширять свои знания о состоянии своего здоровья и отсутствием в его ближайшем окружении компетентных источников информации данного характера;
  • между необходимостью стимулировать процесс развития ценностного отношения молодежи к здоровью и недостаточной разработанностью теоретико-методологических подходов к его практической организации;
  • между необходимостью формирования у молодежи целостного представления о своем здоровье, способах его сохранения и фактической разобщенностью знаний о здоровье человека на предметном и методическом уровнях;
  • между необходимостью объединения психолого-педагогических и собственно валеологических научно-психологических основ содержания здоровьесберегающего образовательного процесса и отсутствием единых методологических оснований, а именно конкретного психологического сопровождения развития здорового образа жизни студентов в образовательном пространстве вуза.

Обозначенная выше совокупность противоречий определила проблему настоящей монографии, состоящей из теоретического обоснования актуальности выбранной темы и описания технологий сохранения здоровья студентов вуза.

Цель исследования. Монография написана с целью оказания теоретико-практической помощи студентам и преподавателям вуза.

Монография состоит из введения, 5 глав и заключения.

Содержание

Введение

Глава 1. Сохранение здоровья студентов в инновационной образовательной системе вуза

1.1. Вуз здорового образа жизни

1.2. Здоровьесберегающая организация учебного процесса вуза

Глава 2. Особенности психического здоровья студента вуза

2.1. Понятие психического здоровья в психологии

Стресс в студенческой среде

2.2. Ранняя профилактика психического здоровья студентов

Глава 3. Психодиагностика стрессовых симптомов и состояний

3.1. Теоретическое введение

3.2.1. Опросник «Инвентаризация симптомов стресса» (Т. Иванченко и соавторы)

3.2.2. Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» (А. Волков, Н. Водопьянова) .

3.2.4. Шкала психологического стресса RSM–25

3.2.6. Методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» (В. Жмуров)

3.2.7. Методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» (В. Зунг, адаптирована Т. Баклашовой) .

3.2.8. Шкала дифференциальных эмоций (К. Изард, адаптирована А. Леоновой)

3.2.9. Опросник, помогающий определить тип поведения личности в стрессовой ситуации

3.2.10. Тест «Ох, уж эти нервы!»

3.2.11. Тест «Определите свой уровень стресса»

3.2.12. Тест: «Насколько хорошо вы справляетесь со стрессом?» .

3.2.13. Методика «Самочувствие — активность — настроение» .

3.2.14. Личностный опросник А.Т.Джерсайлд

3.2.15. Тест на оптимизм .

3.2.16. Методика «Уровень субъективного контроля (УСК)» .

3.2.17. Методика «Выход из трудных жизненных ситуаций» .

Глава 4. Психологические технологии поддержки психического здоровья студента вуза

4.1. Регуляция психических состояний

4.2. Методы ментального тренинга

Глава 5. Релаксационно-восстановительной программа «Психология здоровья»

5.1. Описание релаксационно-восстановительной программы «Психология здоровья»

5.2. Этапы релаксационно-восстановительной программы «Психология здоровья»

Заключение

Литература


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su