Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Социальное участие детей с ограниченными возможностями здоровья в интегративных группах (на примере детского сада и дома ребенка)» (фундаментальное научное исследование)


Авторы:

Проект направлен на выявление особенностей социального участия детей с ограниченными возможностями здоровья в интегративных группах детского дошкольного учреждения и дома ребенка. Изучение интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из наиболее развивающихся направлений современной психологии и педагогики. Часть работ сосредоточена на разработке определений инклюзии и интеграции, применительно к процессам, происходящим в детских дошкольных учреждениях (S.L. Odom, 1998; M.J. Guralnick, B. Neville, M.A. Hammond, R.T. Connor, 2008; Ч.А. Джумагулова, 2001; А. Бакк, К. Грюневальд, 2001; Н.С Грозная, 2010). Основная цель инклюзии не изменить ребенка, не «натренировать» и не вылечить, а включить его в социальное взаимодействие в качестве ценного участника, испытывающего не только поверхностное принятие, но также значимые отношения (P. Farrell, 2000; M. Guralnick, 2001; N. Klein & L. Gilkerson, 2000). В зарубежных и российских исследованиях неоднозначно оценивается влияние интегративного окружения на развитие и обучение детей. Существует мнение, что некоторым детям с особыми потребностями оказывается более квалифицированная помощь при раздельном обучении (J.M. Baker, 1990). Другие данные свидетельствуют о больших успехах как детей с особыми потребностями так и типично развивающихся из интегративных групп по сравнению со специальными (M.J. Guralnick, R. T. Connor, et al, 1996; M.J. Guralnick, M. A. Hammond, 1999; K. Diamond, L. et al, 1997; В.Ю. Иванова, А.Ю. Пасторова, 2001).

Важным для успешного развития и социальной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья является их социальное включение и признание в отношениях со сверстниками (W. Hartup, 1992; S.L. Odom, et al; U. Janson, 2002). При этом многие исследователи указывают на то, что у детей с особыми потребностями уровень взаимодействия значительно ниже и количество дружеских отношений значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми (M.J. Guralnick, 1999; S.L. Odom, J. Vitztum, et al, 2004; S.L. Odom, G. Zercher, et al, 2002); наличие низкого социометрического статуса детей с особыми потребностями и негативного отношения к ним (K. Diamond & F. Innes, 2001; L. Dyson, 2005; E. Nowicki & R. Sandieson, 2002).

Анализ литературы показывает, что научных исследований, посвященных изучению собственно процессу социального участия детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников не достаточно (S.L. Odom, W. Brown, et al, 2002; U. Janson, 2007; E. Melin, 2013).

Таким образом, актуальность изучаемой проблемы определяется недостатком научной информации об особенностях социального участия детей с ограниченными возможностями здоровья в группах типично развивающихся сверстников, а также запросом общества на интегративные формы обучения и необходимостью распространения опыта совместного пребывания типично развивающихся детей и их сверстников с особыми потребностями.

Данное исследование проводится в интегративном детском саду и доме ребенка. В данном отчете будут представлены результаты наблюдения в естественной среде за 2 группами детей (одна из дома ребенка и одна из детского сада); а также результаты анализа видеопленок 4х групп (две из дома ребенка и две из детского сада). Каждая группа состоит из одного взрослого (постоянного воспитателя группы) и 4х детей (2 мальчика и 2 девочки), один из которых с ограниченными возможностями здоровья (синдромом Дауна). Возраст детей – 3,7 – 5,9 лет.

В проекте были использованы: метод структурированного видеонаблюдения представлен методикой «Индивидуальное социальное поведение» (M. J. Guralnick, 1987) и адаптированной У. Янсоном (U. Janson, 2011); наблюдение в естественных условиях. Схема, процедура, этапы обработки наблюдения, критерии для анализа полученных данных разработаны и апробированы в научных исследованиях У. Янсона и Е. Мелин (U. Janson, E. Melin, 2013).

Качественный и количественный анализ показал, что существуют различия в социальном участии и взаимодействии типично развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей воспитывающихся в доме ребенка и посещающих детское дошкольное учреждение. Как в доме ребенка, так и в детском дошкольном учреждении для детей с синдромом Дауна можно отметить большое количество ситуаций в системе обучения/социально-педагогического взаимодействия и взаимодействия со сверстниками, в которых они исключены. Похожая ситуация отмечена во взаимодействии типично развивающегося мальчика, посещающего детский сад, со сверстниками и взрослым. Эти данные дают возможность предположить, что дети часто воспроизводят способы социального взаимодействия, используемые взрослыми. Типично развивающиеся дети значимо чаще приглашают своих сверстников к взаимодействию по сравнению с детьми с ОВЗ, участвуют в длительном взаимодействии, например, совместной игре, принимают роль помощника и обращают внимание друг на друга.

Дети, посещающие детский сад, больше активности проводят во взаимодействии со сверстниками: обращают внимание друг на друга, помогают друг другу, отказываются от роли помощника, запрещают или отбирают, принадлежащий другому предмет. В доме ребенка дети больше времени проводят, играя отдельно друг от друга или наблюдая за происходящим, а также в ситуациях, где о них заботится взрослый. Дети, воспитывающиеся в доме ребенка, по сравнению с детьми, посещающими детский сад, демонстрируют разные виды социального взаимодействия со взрослым: значимо чаще приглашают взрослого к взаимодействию, демонстрируют негативное поведение по отношению к взрослому, игнорируют взрослого, когда он привлекает внимание.

Материалы исследования могут быть полезными при организации программ включения детей с ограниченными возможностями здоровья в группу нормально развивающихся детей в домах ребенка и детских дошкольных учреждениях; а также для обучения педагогов и психологов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.


Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 41 читатель
12.03.2024 22:08:12v Оксана s
12.03.2024 22:08:12Пестова Мария

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su